Проведите развернутый анализ источника, который можно отнести к последней, шестой группе документов
Из очерка М. Горького «О русском крестьянстве»
Человек Запада еще в раннем детстве, только что встав на задние лапы, видит всюду вокруг себя монументальные результаты труда его предков. От каналов Голландии до туннелей Итальянской Ривьеры и виноградников Везувия, от великой работы Англии и до мощных Силезских фабрик — вся земля Европы тесно покрыта грандиозными воплощениями организованной воли людей, — воли, которая поставила себе гордую цель: подчинить стихийные силы природы разумным интересам человека. Земля — в руках человека и человек действительно владыка ее. Это впечатление всасывается ребенком Запада и воспитывает в нем сознание ценности человека, уважение к его труду и чувство своей личной значительности, как наследника чудес труда и творчества предков.
Такие мысли, такие чувства и оценки не могут возникнуть в душе русского крестьянина. Безграничная плоскость, на которой тесно сгрудились деревянные, крытые соломой деревни, имеет ядовитое свойство опустошать человека, высасывать его желания. Выйдет крестьянин за пределы деревни, посмотрит в пустоту вокруг него и через некоторое время чувствует, что эта пустота влилась в душу ему. Нигде вокруг не видно прочных следов труда и творчества. Усадьбы помещиков? Но их мало и в них живут враги. Города? Но они — далеко и не многим культурно значительнее деревни. Вокруг — бескрайняя равнина, а в центре ее — ничтожный, маленький человечек, брошенный на эту скучную землю для каторжного труда.
И человек насыщается чувством безразличия, убивающим способность думать, помнить пережитое, вырабатывать из опыта своего идеи. Историк русской культуры, характеризуя крестьянство, сказал о нем: «Множество суеверий и никаких идей».
Это печальное суждение подтверждается всем русским фольклором.
... Спора нет — прекрасно летом «живое злато пышных нив», но осенью перед пахарем снова ободранная голая земля и снова она требует каторжного труда. Потом наступает суровая шестимесячная зима, земля одета ослепительно белым саваном, сердито и грозно воют вьюги и человек задыхается от безделья и тоски в тесной, грязной избе. Из всего, что он делает, на земле остается только солома и крытая соломой изба — ее три раза в жизни каждого поколения истребляют пожары.
Технически примитивный труд деревни неимоверно тяжел, крестьянство называет его «страда» от глагола «страдать». Тяжесть труда, в связи с ничтожеством его результатов, углубляет в крестьянине инстинкт собственности, делая его почти неподдающимся влиянию учений, которые объясняют все грехи людей силою именно этого инстинкта ...
О них можно сказать буквально то же, что сказано историком о грозной эпохе «Смуты»: «Все эти восстания ничего не изменили, ничего не внесли нового в механизм государства, в строй понятий, в нравы и стремления»...
К этому суждению уместно прибавить вывод одного иностранца, внимательно наблюдавшего русский народ: «У этого народа нет исторической памяти. Он не знает свое прошлое и даже, как будто, не хочет знать его».
... Но — где же — наконец — тот добродушный, вдумчивый русский крестьянин, неутомимый искатель правды и справедливости, о котором так убедительно и красиво рассказывала миру русская литература XIX века?
В юности моей я усиленно искал такого человека по деревням России и — не нашел его. Я встретил там сурового реалиста и хитреца, который — когда это выгодно ему — прекрасно умеет показать себя простаком. По природе своей он не глуп и сам хорошо знает это. Он создал множество печальных песен, грубых и жестоких сказок, создал тысячи пословиц, в которых воплощен опыт его тяжелой жизни.
Он знает, что «мужик не глуп, да — мир дурак» и что «мир силен, как вода, да глуп, как свинья».
Он говорит: «Не бойся чертей, бойся людей». «Бей своих, — чужие бояться будут».
О правде он не очень высокого мнения: «Правдой сыт не будешь», «Что в том, что ложь, коли сыто живешь», «Правдивый, как дурак, также вреден».
...Тех, кто взял на себя каторжную, геркулесову работу очистки авгиевых конюшен русской жизни, я не могу считать «мучителями народа», — с моей точки зрения, они — скорее жертвы.
Я говорю это, исходя из крепко сложившегося убеждения, что вся русская интеллигенция, почти целый век мужественно пытавшаяся поднять на ноги тяжелый русский народ, лениво, нерадиво и бесталанно лежавший на своей земле, — вся интеллигенция является жертвой истории прозябания народа, который ухитрился жить изумительно нищенски на земле, сказочно-богатой. Русский крестьянин, здравый смысл которого ныне пробужден революцией, мог бы сказать о своей интеллигенции: глупа, как солнце, работает так же бескорыстно.
Он, конечно, не скажет этого, ибо ему еще не ясно решающее значение интеллектуального труда.
Вопросы и задания к документу:
1. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п. определите примерное время создания этого произведения и существования крестьянства в том виде, каким его представил М.Горький.
2. Какой образ российского крестьянства создает автор очерка? Что представляется вам в этом социальном портрете явно преувеличенным, искаженным, предвзятым и т.п.? Как вы думаете, с какой целью автор сделал это?
3. Какой части территории России свойственна такая характеристика крестьянства? Свой ответ аргументируйте.
4. Какие ценности, по мнению А. М. Горького, присущи западноевропейскому крестьянству, а какие – российскому? Выпишите их в соответствующие графы сравнительной таблицы.
Ценности западноевропейского крестьянства
|
Ценности российского крестьянства
|
|
|
5. Чем, по словам писателя и авторитетных для него источников, объясняются существенные различия в ценностных установках крестьянства России стран Западной Европы? (в самом тексте можно найти не менее пяти причин! Но предложите и собственные ответы!)
6. С какими из этих объяснений вы согласны, а с какими - нет? Какие суждения и выводы, на ваш взгляд, обусловлены мировоззрением А.М.Горького, его общественно-политическими идеалами, нормами и устоями современного ему общества?
7. К какому общественному слою, группе населения принадлежал автор очерка? Какими источниками он воспользовался в работе над очерком? (Некоторые источники указаны в данном произведении, о происхождении других подумайте сами.)
8. Насколько он оказался объективным и беспристрастным в своей характеристике русского крестьянства, или автор совершенно к этому не стремился? |