То, что говорил Фрэнсис Фукуяма о конце истории: это пришло?!
В 1992 году появилась книга американского футуролога Фрэнсиса Фукуямы "Конец истории и последний человек" и сразу стала очень популярной. Я б даже сказала - модной. Тогдашние интеллектуалы в своих беседах в тему и не в тему вставляли имя Фукуямы, оно буквально витало в воздухе, почти зримо.
На этом фоне, понятное дело, воспряли футурологи, то есть специалисты по предсказанию будущего на основе научных расчетов и знания Написание его книги неотделимо от того общественного фона, который бурлил в 80-е годы ХХ века. Начавшись, так сказать, довольно томно, это десятилетие вдруг к своей середине обнаружило такие тектонические сдвиги, что мало не показалось.
Произошли реально судьбоносные события. Казавшийся незыблемым советский строй вдруг пошел трещинами, от него начали стремительно откалываться куски, полетели осколки, больно раня очень многих, обнаружились ранее скрытые под толстым слоем пыли, глины и грязи очаги огненных бурь.
Устоявшаяся геополитическая система мира, десятилетиями опиравшаяся на противостояние двух систем, двух гигантов - США и СССР, поплыла, как казавшийся до того прочным, берег во время мощного цунами. На этом фоне, понятное дело, воспряли футурологи, то есть специалисты по предсказанию будущего на основе научных расчетов и знания общественных закономерностей. Одним из них и был Фрэнсис Фукуяма.
Так о чем же он писал в своей книге, и насколько оказались реалистичны его прогнозы? С момента написания книги прошло почти 20 лет, и это тот срок, который дает возможность делать выводы.
Книг, вызвавших мгновенный интерес во всем мире и бурные дискуссии, не так много на самом деле. И одна из них принадлежит перу американского философа и политолога Френсиса Фукуямы. Она называется "Конец истории и последний человек" и вышла в 1992 году. С тех пор только ленивый не ссылается на нее в процессе дискуссий о будущем человечества, то с целью получить поддержку своим взглядам со стороны мэтра, то, наоборот - попинать его точку зрения от души.
Пару слов о самом Фукуяме. Понятное дело (достаточно взглянуть на его фамилию и лицо), что он этнический японец. Его дед во время русско-японской войны сумел эмигрировать в США, открыл там свой магазинчик, и Фрэнсис родился в 1952 году американцем уже в третьем поколении. Японского языка он не знает. Учился в Гарварде у С. Хантингтона. А потом работал в разных университетах и исследовательских центрах США. Сейчас он ведущий научный сотрудник Института международных исследований Фримена Спольи при Стэнфордском университете.
Но вернемся к концу истории.
Свою знаменитую книгу Фукуяма писал на фоне бурных событий, происходивших в мире. Как раз тогда с громким треском обрушился казавшийся вечным колосс - СССР. Мир явно стоял на пороге больших перемен. Теорий, что же последует дальше, было полно. Ярким цветом цвела футурология.
Фукуяма для выражения своей позиции опирался на теорию Г. Гегеля. Исходя из его идеалистической концепции, он сделал вывод, что причиной социальных изменений являются не столько экономические отношения, сколько желания людей. Притом люди отличаются от всех прочих живых существ тем, что желают не только какие-то материальные блага, но и желают сами желания. Иными словами - люди хотят признания, престижа, любви, наконец. И главное - они хотят признания своего достоинства.
Именно это желание, согласно Фукуяме, приводит к классовой борьбе и установке такой структуры общества, где есть социальное неравенство. И тут мыслитель связывает эти свои мысли с понятием либеральной демократии и делает это таким образом: в недемократическом обществе желание признания носит иррациональный характер, люди жаждут признания тех, кто стоит выше их, а в демократическом, где господствует идея равенства - рациональный. Тут люди хотят признания со стороны равных им людей. То есть все в равной степени получают удовлетворение своему желанию признания.
Таким образом, говорит Фукуяма, достижение либеральной демократии означает конец истории. В смысле - дальше некуда стремиться. Прежняя форма жажды признания приводила к созданию империй, новая - рушит их. Тогда исчезает причина кровавых войн, наступает время мирного сотрудничества. Отношения рабов и господ сменяются на отношения равных партнеров, и основным полем сотрудничества становится экономика.
За время, прошедшее с 1992 года, у Фукуямы поубавилось оптимизма, и он несколько модернизировал свои взгляды. Он признал, что торжество либеральной демократии (во что он неукоснительно продолжает верить) еще далеко, и борьба с авторитарными государствами будет долгой. Кроме того, возник новый активный фактор - исламский радикализм, действующий при удовлетворении своей жажды признания самыми дремучими (и весьма действенными) методами.
Так что до конца истории, как выяснилось, еще очень далеко.
Праздник с точки зрения культурологии
Зачем нужны социальные институты