Рассказ о первом объединении русских авангардистов
К сожалению, некоторым передовым и новаторским идеям, которые оказали огромное влияние на мировоззрение поколений, порой уделяется несправедливо мало внимания. В такой ситуации оказалось художественное объединение «Союз молодежи», созданное в Петербурге в 1909 году и ставшее первым объединением отечественных художников-авангардистов, имена которых сегодня известны всему миру как «знаковые бренды» русского искусства. Вот только некоторые из них: Казимир Малевич, Ольга Розанова, Елена Гуро, Михаил Матюшин, Владимир Татлин, Павел Филонов. 24 октября в Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка, посвященная этому объединению. Наша статья поможет разобраться, в чем именно «Союз молодежи» стал первым и почему его значение в истории русского (на самом деле — мирового) искусства сложно переоценить, а заодно ответит на вопрос: почему эта выставка из разряда must see?
Предпосылки
Начало XX века совпало со стремительным изменением научно-философской картины мира, что спровоцировало мир искусства на радикальное переосмысление всех своих канонов. Теперь искусство становится не просто зеркалом «вечных ценностей» и реалий сегодняшнего дня, оно превращается в площадку для экспериментов: художники становятся исследователями, желающими предвосхитить стремительно наступающее «таинственное будущее». Развитие искусства ускоряется, ежегодно появляются новые направления, каждое из которых претендует на свою правду и место под солнцем.
В России авангардные движения развиваются особенно бурно. В то время как в Европе на первый план выходят фовизм Анри Матисса и кубизм Пабло Пикассо, в России наступает эра абстракционизма, супрематизма и футуризма. Как закономерный итог этого «авангардного бума» возникает потребность познакомить с новым искусством широкого зрителя (до этого выставки авангардистов ютились по домам самих авангардистов). Наступает время «Союза молодежи».
Начало и первые выставки
Общество (товарищество) «Союз молодежи» было организовано в апреле 1909 года в Петербурге. Идеологами создания нового движения выступили участники художественной группы Николая Кульбина «Треугольник», недовольные «эклектичностью, декадентством и врубелизмом лидера». Кроме того, группа Кульбина носила скорее камерный характер — и не могла вместить всех желающих новаторов. Назрела необходимость официального объединения.
Основателями и первыми участниками «Союза молодежи» стали:
- Иосиф Соломонович Школьник — художник, отчисленный из Академии художеств за несоответствие его искусства академическим канонам;
- Эдуард Карлович Спандиков — художник и профессиональный юрист, окончивший Петербургский университет, который помог оформить создание объединения;
- Цалия Яковлевич Шлейфер — художник, обучавшийся живописи в Париже, ранее также отчисленный из Петербургской Академии художеств;
- Михаил Васильевич Матюшин и его супруга Элеонора Генриховна Нотегберг (Елена Гуро) — художники, которые, по сути, стали лидерами объединения.
Что касается выбранного названия, оно, можно сказать, отражало реальность: на момент создания движения почти всем его участникам было меньше 30 лет.
В уставе «Союза молодежи», утвержденном 16 февраля 1910 года, было записано, что цель общества — «ознакомление своих членов с современными течениями в искусстве, развитие в них эстетических вкусов путем совместных занятий рисованием и живописью, а также обменом мнений по вопросам искусства».
Позже Михаил Матюшин вспоминал: «Мы сделали попытку организовать кружок в нашем направлении, чтобы проводить выставки, доклады, издавать книги. Состоялось общее собрание у нас с Еленой Гуро на Лицейской, на котором было принято предложение об организации общества».
Таким образом, «Союз молодежи» стал первым официально зарегистрированным объединением художников авангарда. Товарищество было открыто всем инновациям и объединяло неакадемических художников. Но такая открытость имела и обратную сторону, возник вопрос оценки работ, которые художники предлагали для участия в выставках.
Из воспоминаний Михаила Матюшина: «Решено было, для начала, снять мастерскую, где и собираться для работы и обсуждений. На Карповке была найдена подходящая мастерская, и дело как будто бы наладилось. Но когда стали смотреть поступивший на выставку материал, он оказался чрезвычайно слабым. Выступать с таким багажом было невозможно, так как многие из наших союзников только формально, а не по существу разделяли наши замыслы и убеждения, то нам, инициаторам этой затеи, пришлось отказаться от участия на выставке, чтобы не нанести вред тому, что мы желали выявить во всей чистоте».
На выставках «Союза молодежи» была представлена вся панорама современного отечественного искусства — от символизма до футуризма и самых радикальных проявлений авангарда. Комиссия по приему работ не отказывала практически никому — известна буквально пара случаев, когда художникам отказали в участии, так как их работы были слишком слабыми на общем фоне.
Особую роль в становлении и функционировании объединения сыграл Левкий Жевержеев — фабрикант, меценат, страстный почитатель театра и коллекционер. Он занимался производством парчи и был поставщиком двора Его Императорского Величества. Для своих 27 лет Левкий был успешным и образованным молодым человеком. Поддерживая идею объединения авангардистов, он взял под свою опеку «Союз молодежи». Несмотря на то что по уставу общество существовало на пожертвования и членские взносы, денег катастрофически не хватало. Молодые художники — участники товарищества — с трудом находили средства на рамы и холсты, поэтому финансовую поддержку Жевержеева трудно переоценить. Можно смело сказать, что такие художники, как Филонов, Розанова, Малевич, выросли именно благодаря «Союзу молодежи». Их картины показывали широкой публике на выставках общества, а самим художникам из средств Жевержеева выдавались субсидии.
Всего в течение 1910—1914 годов «Союзом молодежи» было организовано семь выставок (пять — в Петербурге, по одной — в Риге и Москве), собравших не менее 84 художников-новаторов.
Афиша «Союза молодежи», 1912 год
Просветительская деятельность и первые диспуты
Кроме выставок, «Союз молодежи» вскоре стал издавать одноименный журнал о вопросах современного искусства. Стоит ли говорить, что ничего подобного в России ранее не было. Всего за время существования сообщества были изданы три номера, в которых освещались вопросы принципов нового искусства. Например, в одной из статей художник и теоретик авангарда Волдемар Матвейс (Владимир Марков) рассуждал об «обновлении источников красоты для современного искусства». По его мнению, такими новыми образцами красоты могли стать не искусство западной Европы и классическая античность, а, например, народное искусство или искусство стран Востока и Африки. Этой идеей Матвейс был страстно увлечен вплоть до своей скоропостижной смерти в 1914 году. Он также занимался этнографией и изучением искусства народов Африки и Океании. Результаты этих исследований были описаны в его произведениях «Искусство острова Пасхи» и «Искусство негров».
Летом 1911 года Матвейс писал: «Так хорошо, так радостно выпустить душу на волю, рисовать и работать, полагаясь на счастье, не стеснять себя никакими законами и правилами, а идти смело, без цели, идти в неизвестное, всецело отдавшись свободному исполнению, и расшвырять, разметать все завоевания, все наши qvasi ценности».
И далее: «Игра заставляет нас забывать о прямом утилитарном назначении вещей, и художник, осуществляя принципы свободного творчества, вправе играть всеми доступными ему мирами: и миром вещей, и миром форм, линий, красок, света; он вправе играть ими так же свободно, как дитя играет камешками, мешая и размещая их на земле».
Другим важным проектом «Союза молодежи» стала серия из шести диспутов, которые прошли под эгидой товарищества в январе 1912 — ноябре 1913 года. Встречи были организованы в Троицком театре миниатюры, который был построен на участке Жевержеева.
Диспуты, на которых обсуждались «пути развития искусства и его пропаганды», были абсолютно новым веянием. При этом формат встреч был крайне простым и максимально открытым: в начале диспутов заслушивались так называемые доклады (или рефераты), которые затем обсуждались всеми участниками встречи. Судя по отзывам современников, каждый из диспутов проходил крайне бурно и эмоционально.
По воспоминаниям Михаила Матюшина, особенно интересны были диспуты 23 и 24 марта 1913 года, на которых «вскрывалась суть направления»:
«На первом диспуте "О современной живописи" — я председательствовал. Выступили с докладами Д. Бурлюк и К. Малевич. Малевич доказывал, что натурализм и фотография — одно и то же. Со словами "вот что делает Серов..." Малевич проектирует на экран обыкновенную картинку из модного журнала "Женщина в шляпе и манто". Поднялся скандал, пришлось объявить перерыв, но Малевичу так и не дали договорить.
На втором диспуте "О новейшей русской литературе" в качестве докладчиков выступали Давид и Николай Бурлюки, Крученых и Маяковский. Сначала все шло довольно гладко, но, когда выступил Д. Бурлюк и сказал, что Толстой — "светская сплетница", поднялся страшный шум. С какой-то старушкой случился обморок, и ее унесли...».
Такое эпатажное поведение, присущее многим представителям авангардного движения, вызывало бурю эмоций и негодования в прессе и одновременно непомерный интерес к новому искусству. Газеты пестрели заголовками вроде «Поэзия свихнувшихся мозгов» и «Рыцари безумия», появились книги на тему «футуризм и безумие» с научным сопоставлением творчества кубофутуристов и душевнобольных. В январе того же года некто Балашов нанес удары ножом по картине Репина «Иван Грозный», что лишь усилило ажиотаж вокруг «Союза молодежи». Некоторые художники-авангардисты использовали этот случай как еще один аргумент против «натурализма, провоцирующего инстинкты». «Академики» же, в свою очередь, обвиняли кубистов и футуристов в разрушении искусства вообще.
Участники «Союза молодежи» оказались первыми в части подобных диспутов. Формат публичного обсуждения насущных вопросов искусства вошел в историю и активно практикуется по сей день, рождая новые идеи и позволяя изучить проблематику с различных сторон в довольно сжатый срок.
Театр и «Победа над Солнцем»
Стремление художников-авангардистов освоить смежные направления искусства и синтезировать их является логическим продолжением их экспериментальной деятельности. Следующей площадкой для воплощения идей нового искусства стал театр. Зимой 1911 года «Союзом молодежи» были поставлены так называемые «Хоромные действа» — триптих из народной драмы «Царь Максимилиан и его непокорный сын Адольф», «Хороводных причуд с публикой» и программы кабаре. Идея именно такой постановки, скорее всего, также принадлежит Жевержееву, который страстно увлекался не только театром, но и изучением народной культуры, примитивом, собрал одну из лучших коллекций русского лубка и театральных артефактов, ставшую после революции основой собрания Музея петроградских театров — ныне Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
Это было крайне захватывающее действо: сцена фактически отсутствовала, декорации залов и костюмы были оформлены художниками «Союза молодежи» в лубочном стиле. Необычность происходящего усиливал эффект маскарада — зрители могли приходить в своих костюмах или получали их перед началом спектакля. Таким образом в само представление были вовлечены все пришедшие — артисты подходили к зрителям, устраивали совместные танцевальные номера. Начиналось действо в 9 вечера и длилось до самого утра.
На следующий день после первого спектакля пресса взорвалась от количества отзывов (и их бурных эмоций): грим, костюмы, музыка и декорации поразили воображение присутствующих. Но постановщики спектакля не рассчитывали на его долгую сценическую жизнь. Это был скорее манифест авангарда — весьма успешный эксперимент, доказывающий право на существование нового вида зрелища, состоящего из народного искусства, использования внесценического игрового пространства и «нового контакта со зрителем».
Другим — не менее важным для истории искусства — экспериментом стала знаменитая постановка оперы «Победа над солнцем» — та самая, в которой впервые появился легендарный «Черный квадрат» Казимира Малевича. В декабре 1913 года были подготовлены два спектакля: «Владимир Маяковский. Трагедия» (автор сценария — Иосиф Школьник, афиша — Ольга Розанова, костюмы — Павел Филонов) и «Победа над Солнцем» (декорации и костюмы — Казимир Малевич, текст — Алексей Крученых, музыка — Михаил Матюшин).
«Звук Матюшина расшибал налипшую, засаленную аплодисментами кору звуков старой музыки, слова и буквозвуки Алексея Крученых распылили вещевое слово. Завеса разорвалась, разорвав одновременно вопль сознания старого мозга, раскрыла перед глазами дикой толпы дороги, торчащие и в землю, и в небо. Мы открыли новую дорогу театру», — вспоминал позже Казимир Малевич.
Опера была провозглашена футуристическим произведением, воспевавшим красоту строительства прекрасного будущего при условии разрушения (изжившего себя) всего старого.
На одной из репетиций студенты попросили Матюшина объяснить слова в опере, которые казались бессмысленными. Матюшин, умевший заражать своим энтузиазмом, так сформулировал ответ: «Мы не замечаем перемен в языке, живя в своем времени. Язык же постоянно изменяется во времени, выбрасывает лишние слова и даже целые предложения старого порядка и заменяет их новыми». И привел в пример стихотворение Державина, отметив, что современному читателю оно будет так же непонятно, как и «Победа над Солнцем».
Позже Матюшин вспоминал этот эпизод следующим образом: «Я объяснил, что опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием, что Нерон и Калигула — фигуры вечного эстета, не видящего "живое", а ищущего везде "красивое" (искусство для искусства), что путешественник по всем векам — это смелый искатель — поэт, художник-прозорливец, что сражающийся сам с собой неприятель — это конец будущим войнам и что вся "Победа над Солнцем" есть победа над старым привычным понятием о солнце как "красоте". Объяснение со студентами мне удалось вполне. Они мне аплодировали и сделались нашими лучшими помощниками».
Премьера «Победа над Солнцем» тем не менее сопровождалась скандалами, один из которых повлиял на дальнейшую судьбу «Союза молодежи». Впечатление от оперы было настолько ошеломляющим, что Алексей Крученых не мог остановиться в своем эпатаже и после премьеры прилюдно бросил в лицо Жевержееву оскорбление за то, что тот якобы не выплачивает гонорары создателям поставленных произведений. Историки утверждают, что эта эмоциональная выходка поэта не имеет под собой никаких оснований: сохранились подлинные документы, подтверждающие, что гонорар получили все задействованные в постановках люди и, в частности, Крученых. Для Жевержеева, который фактически содержал и обеспечивал выставочную деятельность 84 художников, это было серьезным оскорблением. После этого инцидента одиннадцать участников «Союза молодежи» написали ему письмо с просьбой остаться на посту председателя общества, в котором высказали глубокое уважение и признание за оказываемую им поддержку.
Последние шаги
С началом Первой мировой войны объединение фактически остановило свою деятельность, многие участники ушли на фронт. В 1917-м усилиями Жевержеева, Спандикова и Школьника предприняты попытки возобновить деятельность, на 1918 год даже планируется выставка. Но ей не суждено было состояться. Последние данные о деятельности «Союза молодежи» датированы 1919 годом, когда художники Спандиков, Школьник, Шагал, Филонов, Альтман и Розанова участвовали (в качестве членов товарищества) в Первой государственной свободной выставке произведений искусства…
«Союз молодежи» — одно из самых значимых и малоизученных объединений русского авангарда. Его влияние огромно и затрагивает практически все ключевые сферы искусства. Знакомство и понимание принципов работы «Союза молодежи» во многом является ключом к осмыслению авангарда в целом, его мировоззрения и стремлений.
Увидеть вживую картины художников товарищества вы сможете с 24 октября по 19 января в Еврейском музее и центре толерантности на выставке «Союз молодежи. Русский авангард 1909— 1914», генеральным спонсором которой выступает банк ВТБ.
Текст: Наталья Игнатова