Четверг, 21.11.2024, 09:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Это интересно: Записка Карамзина, запрещенная цензурой | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

6.03.19

Крестьян освобождать нельзя, самодержавие - палладиум России. Записка Карамзина, запрещенная цензурой

«Карамзин открыл целому обществу русскому, что у него есть отечество, которое имеет историю, и что история его отечества должна быть для него интересна, и знание ее не только полезно, но и необходимо. Подвиг великий!» - писал о Николае Карамзине В.Г. Белинский.

«История государства Российского» Карамзина издается до сих пор и является несомненным памятником как русской литературы (благодаря особенному изящному стилю Карамзина), так и истории (Карамзин впервые ввел в научный оборот некоторые исторические источники, например, Ипатьевскую летопись).

Однако мало кому известна его записка Александру I, еще только предвосхищавшая многотомный будущий труд писателя, историка и публициста. Полное ее название – «О Древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». В этом откровенном произведении Карамзин и камня на камне не оставил от александровских реформ. Впоследствии распространять ее было практически невозможно, этому очень препятствовала цензура. Не вышло опубликовать ее и у Пушкина. Однако Александр не стал карать смелого публициста.

 

«Я всегда был чистосердечен. Он всегда терпелив, кроток, любезен неизъяснимо; не требовал моих советов, однако ж слушал их», - вспоминал потом Карамзин.

О чем была записка «О Древней и новой России»?

В произведении Карамзин кратко описывает общую историческую хронологию от славянских племен до XVIII века и переходит логически к правлению Александра. Этим изложением он доказывает один тезис: «Самодержавие есть палладиум России; целость его необходима для ее счастья». Московские князья становятся в глазах Карамзина достойными правителями, а вот императоры и императрицы XVIII века слишком увлеклись реформами, и потому навредили самодержавию.

«Всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надобно прибегать только в необходимости».

Карамзин опасался Наполеона и считал Тильзитский мир, как и вообще вмешательство в войну, крупной ошибкой (кстати писал он это в 1811 году). По сути, записка стала ответом на многочисленные проекты Сперанского, ни одного из которых Карамзин не одобрял.

Карамзин остерегал Александра и от желания освободить крестьян. «Он желает сделать земледельцев счастливее свободою; но ежели сия свобода вредна для государства?» За это он тут же стал в кругу либералов «крепостником» и отъявленным консерватором. Однако не все так просто.

 

Юрий Лотман, разъясняя контекст мыслей Карамзина, написал довольно меткую фразу: «Крестьяне перестанут быть рабами, но все жители России сравняются в едином рабстве перед императором и его бюрократией». То есть Карамзин считал, что после таких глубоких изменений для поддержания порядка в стране потребуется безграничное усиление власти монарха, что есть плохо. Но при это же он пишет:

«В России государь есть живой закон: добрых милует, злых казнит, и любовь первых приобретается страхом последних. Не боятся государя — не боятся и закона!».

Наконец, представим идеал государства с точки зрения Карамзина:

«Дворянство и духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми — государь, единственный законодатель, единовластный источник властей. Вот основание российской монархии, которое может быть утверждено, или ослаблено правилами царствующих».

Как писал тот же Лотман, отношения царя с Карамзиным были противоречивыми и сложными. Несмотря на то, что Карамзин в записке затронул даже табуированную тему цареубийства, выставил Александра неумелым правителем, у них не произошло по этому поводу ссоры.

«Карамзин инстинктом великой души занял единственно правильную позицию: полная личная независимость, никогда никаких просьб о себе и непререкаемая прямота мнений. Это часто оскорбляло царя, и он много раз пытался мелочно унизить своего историографа. Но он никогда не мог отказать ему в уважении и безмолвно утвердил за Карамзиным право быть не царедворцем, а голосом истории».

 

Источники

Карамзин Н.М. Записка о Древней и новой России


Лотман Ю. М.: "О Древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях" Карамзина — памятник русской публицистики начала XIX века

Белинский В. Г.: История государства Российского, сочинение Н. М. Карамзина

 

Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024