Четверг, 21.11.2024, 09:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | К ЕГЭ, обществознаие: Язычество и религии Писания. | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 39
Гостей: 39
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

Чем язычество отличается от религий Писания

Слово "язычество" часто заменяют термином "политеизм", то есть многобожие, но это не совсем корректная замена. Политеизм противостоит монотеизму (единобожию), а язычество, хотя и включает в себя многобожие, выходит за рамки этого количественного параметра и означает поклонение силам природы, воплощенным в конкретных образах, а не абстрактному Абсолюту.

То есть в языческой религии очень сильна мистическая сторона, тянущаяся от первобытного синкретизма.

 

Язычество можно назвать нетеистической религией, здесь нет понятия одного абстрактного бога, а есть божества, много богов. Поэтому и языческую религиозную практику называют не верой, а верованиями. В их основе лежат мистические воззрения, которые предполагают тесную связь всех явлений в мире и их подчиненность персонифицированным природным силам. Языческие божества состоят в четкой иерархии друг с другом, притом их связь, по аналогии с человеческой, прежде всего основана на родстве. Картина мира повторяет реальное устройство патриархального общества.

 

Сам термин в русском языке (да и во многих других тоже) происходит от слова "народы", то есть «языцы». В данном случае такая этимология объясняется тем, что свою веру каждый народ считал истинной, а те, которые исповедовали другие народы - иной. То есть, по сути, "языческий" означает "вера другого народа". Эта же логика была, например, у древних иудеев, которые называли другие народы и их веру goyim, или у греков, которые называли чужаков варварами.

С появлением и распространением иудаизма и возникших на его основе христианства и ислама, язычниками стали называть всех, кто не придерживается этих религий, то есть на тех, кого нельзя назвать «людьми Писания».

 

Языческие культы обращают большое внимание на практику жертвоприношения. Это основной способ связи с божествами, в то время как в развитых религиях таким способом является молитва. Принося подношения своим божествам, язычники реализуют самый простой принцип взаимодействия:" ты - мне, я - тебе". В этой взаимности им видится гарантия устойчивости и гармонии мира. В развитых религиях тоже сохраняется идея жертвоприношения, но тут она приобретает вид духовной аскезы, вид обета.

Если, например, в религиях Писания жертва является личным выбором человека, и он жертвует только собой, то в язычестве ради сохранения равновесия Космоса в жертву приносят не себя, а ценности, будь то чужая жизнь или результаты труда - скот, пища и прочее.

 

Наделяя своих божеств собственными человеческими качествами, язычники приписывали им мстительность, тщеславие и прочие отрицательные черты характера, что немыслимо при монотеизме, где Бог всегда справедлив и всеблаг. В язычестве же есть понятие «зависть богов», то есть кара, которая настигает человека, если ему слишком хорошо. Боги следят за балансом сил в природе, поэтому ничего не должно быть слишком, в том числе счастья.

Именно поэтому богов много, и они олицетворяют собой разные стороны бытия - отдельно добро, отдельно зло, отдельно силы созидания и разрушения, притом, что важно, с нюансами. Если это соотношение нарушить, мир погибает.

 

Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024