Чем язычество отличается от религий Писания
Слово "язычество" часто заменяют термином "политеизм", то есть многобожие, но это не совсем корректная замена. Политеизм противостоит монотеизму (единобожию), а язычество, хотя и включает в себя многобожие, выходит за рамки этого количественного параметра и означает поклонение силам природы, воплощенным в конкретных образах, а не абстрактному Абсолюту.
То есть в языческой религии очень сильна мистическая сторона, тянущаяся от первобытного синкретизма.
Язычество можно назвать нетеистической религией, здесь нет понятия одного абстрактного бога, а есть божества, много богов. Поэтому и языческую религиозную практику называют не верой, а верованиями. В их основе лежат мистические воззрения, которые предполагают тесную связь всех явлений в мире и их подчиненность персонифицированным природным силам. Языческие божества состоят в четкой иерархии друг с другом, притом их связь, по аналогии с человеческой, прежде всего основана на родстве. Картина мира повторяет реальное устройство патриархального общества.
Сам термин в русском языке (да и во многих других тоже) происходит от слова "народы", то есть «языцы». В данном случае такая этимология объясняется тем, что свою веру каждый народ считал истинной, а те, которые исповедовали другие народы - иной. То есть, по сути, "языческий" означает "вера другого народа". Эта же логика была, например, у древних иудеев, которые называли другие народы и их веру goyim, или у греков, которые называли чужаков варварами.
С появлением и распространением иудаизма и возникших на его основе христианства и ислама, язычниками стали называть всех, кто не придерживается этих религий, то есть на тех, кого нельзя назвать «людьми Писания».
Языческие культы обращают большое внимание на практику жертвоприношения. Это основной способ связи с божествами, в то время как в развитых религиях таким способом является молитва. Принося подношения своим божествам, язычники реализуют самый простой принцип взаимодействия:" ты - мне, я - тебе". В этой взаимности им видится гарантия устойчивости и гармонии мира. В развитых религиях тоже сохраняется идея жертвоприношения, но тут она приобретает вид духовной аскезы, вид обета.
Если, например, в религиях Писания жертва является личным выбором человека, и он жертвует только собой, то в язычестве ради сохранения равновесия Космоса в жертву приносят не себя, а ценности, будь то чужая жизнь или результаты труда - скот, пища и прочее.
Наделяя своих божеств собственными человеческими качествами, язычники приписывали им мстительность, тщеславие и прочие отрицательные черты характера, что немыслимо при монотеизме, где Бог всегда справедлив и всеблаг. В язычестве же есть понятие «зависть богов», то есть кара, которая настигает человека, если ему слишком хорошо. Боги следят за балансом сил в природе, поэтому ничего не должно быть слишком, в том числе счастья.
Именно поэтому богов много, и они олицетворяют собой разные стороны бытия - отдельно добро, отдельно зло, отдельно силы созидания и разрушения, притом, что важно, с нюансами. Если это соотношение нарушить, мир погибает.