Что говорили о верховенстве права четыре мыслителя разных эпох
Современным людям, которых воспитывают на понятиях гражданского общества и правового государства, с детства внушают мысль, что в нормальном обществе должно существовать верховенство права. Проще говоря, речь идет об известном положении "закон превыше всего", к которому примыкает другое, не менее известное — "все равны перед законом".
Однако, мы знаем, что, к сожалению, пока что нет ни одной страны, где неукоснительно соблюдался бы принцип верховенства права. Но где-то его все же пытаются соблюдать, а где-то и не пытались. А где-то делают вид, что пытаются.
Аристотель (384-322 до н.э.)
История самого положения о верховенстве права уходит в глубь веков, его рассматривали европейские мыслители, начиная с античных времен. Аристотель сформулировал проблему конкретно и четко: что лучше — самый лучший правитель или самые лучшие законы? Ответ он давал такой, что право, поскольку оно призвано регулировать общественные отношения беспристрастно, имеет преимущества. Однако философ замечал, что в реальной жизни, а не в теории, много зависит от того, каков тип политического режима, где применяется тот или иной закон.
Ведь законы являются общими положениями, а конкретные ситуации различны. Поэтому Аристотель ввел термин epieikeia (его можно перевести как "справедливость"). То есть он говорил о том, что законы выше воли правителя, но при рассмотрении конкретных дел нельзя формально следовать закону, а надо смотреть, насколько решение отвечает справедливости.
Джон Локк (1632-1704)
В Новое время большой вклад в разработку положения о верховенстве закона внес англичанин Джон Локк. Он написал труд под названием «Два трактата о правлении» (1689), где сформулировал мысль, что постоянные законы, известные народу, важнее, чем какие-то произвольные указы. Последние являются импровизированными решениями, которые правитель может принимать по своему усмотрению, а что им взбредет на ум, трудно заранее предвидеть. Таким образом, подобные решения являются выражением деспотии, в то время как постоянные законы — результат тщательного обдумывания и коллективного решения многих людей, специалистов.
Право предполагает некоторую предсказуемость в отношениях между людьми.
Шарль Луи де Монтескье (1689-1755)
Важное место идея верховенства права занимала в теории французского мыслителя XVIII века Шарля де Монтескье. Он рассматривал ее в контексте постоянно подчеркиваемой и защищаемой им мысли, что судебная власть должна быть отделена от законодательной и исполнительной (для абсолютистской Франции XVIII века мысль совершенно революционная). В своем труде «О духе законов» Монтескье изложил концепцию о верховенстве закона. Он противопоставлял примитивные законы деспотических государств, где все решает воля правителя, тонким и сложным процедурам права, которые должны быть тесно связаны с уважением к человеческому достоинству.
Если монарх управляет страной посредством законов, каждое дело тщательно рассматривается в суде с соблюдением норм права и с уважением к каждому участнику процесса (включая подсудимого). Нечто подобное Монтескье видел в Англии, но не видел во Франции, где многое зависело от капризов короля.
Фридрих Август фон Хайек (1899-1992)
И, наконец, обратимся к современному мыслителю. Фридрих Август фон Хайек был вообще-то экономистом, но обратился к проблемам права. Среди его трудов в этом направлении наиболее известные — «Дорога к рабству» (1944) и «Конституция свободы» (1960). Основная идея Хайека была в том, что в мирное время, в отличие от военного, общество не требует контроля, тем более жесткого. Людей надо только направлять путем существующих законов. Эти законы должны быть просто фоном, на котором люди люди живут по своему усмотрению. Если совершается правонарушение, они вступают в силу, но в обычной жизни совершенно не нужно постоянно давить на людей, ограничивать их по любому поводу там, где этого можно не делать.
Эх, устами бы Хайека да мёд пить...
Лидия, неисправимый гуманитарий
|