https://lhs21.ru/?p=4898
1.3 Индивид, индивидуальность, личность. Возрастные периоды жизни человека и формирование личности. Отношения между поколениями. Особенности подросткового возраста. Люди с ограниченными возможностями здоровья, их особые потребности и социальная позиция
Сложность проблемы человека обуславливает использование нескольких понятий для раскрытия сущности человека:
![https://sun9-20.userapi.com/impg/dlV3baawFszCnYHKQQQXXXkgvV59Rgf08CMk5A/BfPSl-TDi0U.jpg?size=1478x719&quality=95&sign=570ed6b7b765fceecbcc4b21aa9e28f5&type=album](https://sun9-20.userapi.com/impg/dlV3baawFszCnYHKQQQXXXkgvV59Rgf08CMk5A/BfPSl-TDi0U.jpg?size=1478x719&quality=95&sign=570ed6b7b765fceecbcc4b21aa9e28f5&type=album)
Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Людей, не прошедших процесс социализации, называют «дети-Mayгли».
Социализация — процесс усвоения человеком определённой суммы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.
![https://sun9-80.userapi.com/impg/bvuhgVtigHbet06J-gNaNzBvtXbWrDMPHrCTOQ/BekWGmckg30.jpg?size=1505x675&quality=95&sign=a84d505317a0a5c4fad0e4231ea23294&type=album](https://sun9-80.userapi.com/impg/bvuhgVtigHbet06J-gNaNzBvtXbWrDMPHrCTOQ/BekWGmckg30.jpg?size=1505x675&quality=95&sign=a84d505317a0a5c4fad0e4231ea23294&type=album)
Социализация продолжается в течение всей жизни, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей, новые социальные статусы. Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи агентов и институтов социализации.
![https://sun9-11.userapi.com/impg/2bhOPTpfRxUy3SMn14Pd5nwoCGUrWgC7pu275w/p8pzEZU55kA.jpg?size=1464x665&quality=95&sign=6171bafed12108a12c26b1eb72cc64a5&type=album](https://sun9-11.userapi.com/impg/2bhOPTpfRxUy3SMn14Pd5nwoCGUrWgC7pu275w/p8pzEZU55kA.jpg?size=1464x665&quality=95&sign=6171bafed12108a12c26b1eb72cc64a5&type=album)
Функции агентов и институтов социализации:
- обучение культурным нормам и образцам;
- контроль за полнотой их усвоения.
Социализация начинается в детстве, продолжается в юности и в довольно зрелом возрасте. От её успеха зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путём организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно.
В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.
Десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни.
Ресоциализация — процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни.
Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.
Функции социализации
- освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе
- приобретение опыта взаимодействия человека с обществом
- усвоение моральных ценностей и идеалов
- освоение практических умений и навыков
|