О стилях живописи для начинающих и интересующихся: часть 2
VTBRussia.ru предлагает вашему вниманию статью-шпаргалку по основным стилям европейского искусства, которая поможет чувствовать себя комфортно в любом, даже самом заумно организованном музее мира. В первой части мы рассказали о веяниях в изобразительном искусстве от Средневековья до периода классицизма. Вторая часть — от середины XIX века до 1920-х.
Конец «больших стилей»
Начиная с середины XIX века можно говорить о завершении эры «больших стилей» (тех, о которых шла речь в предыдущих главах этой статьи) — стилей, которые, несмотря на все различия, были объединены общими идеями и ценностями. На смену им приходят новые направления, которые предлагают своим последователям абсолютно новый взгляд на изобразительное искусство и большую творческую свободу. Наравне с главенствующим в ту пору классицизмом выделились два новых стиля — романтизм и реализм.
Художники-реалисты — во Франции это прежде всего Курбе и Милле, в России «передвижники» (Репин, Левитан и другие) — не боялись показать жизнь такой, какая она есть, без прикрас. Их работы посвящены простому крестьянскому труду, обычным людям и простому сельскому пейзажу (здесь уместно вспомнить работу Алексея Саврасова «Грачи прилетели»). Такие картины подкупали своей честностью, доступностью сюжетов и близостью к народу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что реалисты в кратчайшие сроки вытеснили в сердцах обывателей художников-классицистов, воспевающих красоту античных героев и мифологические сюжеты.
Другим ярким направлением XIX века стал романтизм — искусство, позволяющее художнику писать именно так, как он видит. Даже если для этого необходимо «додумать», приукрасить действительность — дополнить реалистичный сюжет фантастическими деталями. К романтизму относится идеалистическое творчество Франсиско Гойи, Уильяма Блейка, Карла Брюллова и Василия Тропинина.
Импрессионисты и пуантилисты
В 1875 году в Париже никому на тот момент неизвестная группа художников (импрессионистами они себя тогда не называли) открыла выставку под вывеской «Выставка анонимного общества художников, скульпторов и граверов». И благодаря картине Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» прославилась на весь мир. Одному из критиков страшно не понравилась манера, в которой была написана эта картина: куда это вообще годится, неаккуратные мазки и полное несоответствие академическим правилам! В своей разгромной статье он рассказал, что посетил выставку не настоящих художников, а каких-то «впечатленцев» (то есть «импрессионистов», от французского слова «impression»). Как известно, плохой пиар — это тоже пиар, зачастую куда более эффективный, чем комплиментарный.
Главной целью художников, снискавших после этой статьи скандальную славу, стало исследование ранее незатронутой темы в изобразительном искусстве — влияния дневного света на цвета объектов. В контексте этой задачи каждый из импрессионистов выбрал для себя поле деятельности: Моне изучал природу и чаще всего работал в пейзажном жанре, Ренуар был скорее портретистом, а Писсарро виртуозно изображал «мгновения жизни» на улицах Парижа.
Чтобы достигнуть нужных визуальных эффектов, были выведены некоторые условные правила импрессионизма: картину следовало писать исключительно при дневном свете и при этом, ввиду переменчивости света, работать нужно достаточно быстро. Исходя из этого допускались эксперименты в технике, например, нанесение объемных мазков краски. Самое главное правило звучало еще удивительнее: по замыслу импрессионистов, их искусство должно быть позитивным и радостным, привносить в жизнь свет и тепло.
Идеи импрессионистов развили в своем творчестве художники-пуантилисты (от фр. слова «point» — точка). Пуантилисты создавали свои изображения, нанося на белый холст цветные контрастные точки. Задача трудоемкая, но результат получался крайне эффектным. Представители этого направления считали, что пустоты на полотне глаз человека самостоятельно заполнит нужным цветом. И оказались правы! Пик популярности этого стиля пришелся на конец XIX — начало XX века. Самые известные мастера этого направления — французы Жорж Сёра и Поль Синьяк. Работы этих мастеров — из тех, мимо которых в музее невозможно пройти.
Новаторы
Смелость импрессионистов оказалась заразительной — она вдохновила многих художников на эксперименты и свободу самовыражения. Таким образом в конце XIX века наступает время художников-новаторов (часто некоторых из них объединяют в понятие «постимпрессионисты», но это скорее условное обозначение).
Художники-новаторы следовали собственным правилам и теориям, в результате чего на свет появилась масса исключительно самобытных произведений. Так, одной из фишек творчества Ван Гога стали его мазки — густые, плотные и объемные. Художник мог наносить краску на холст непосредственно из тюбика, пальцем или оборотной стороной кисти — он фактически лепил свои картины. В результаты его шедевры обладают необыкновенными динамическими спецэффектами. Небо в знаменитой картине «Звёздная ночь», на которой изображено фантастическое природное явление, будто приходит в движение на наших глазах, делая нас свидетелем таинства природы.
Другими новаторами по праву считаются: друг Ван Гога — Поль Гоген, который по сути ввел в моду интерес к экзотике и упрощению форм (то есть примитивизму), все то, что стало предметом исследования у художников XX века; Поль Сезанн, который смотрел на мир сквозь призму геометрических форм (поэтому его натюрморты кажутся столь объемными); Эдгар Дега, который посвятил свое творчество изучению движения, — вдохновение он черпал в театре, а для своих произведений выбирал очень смелые и неожиданные ракурсы, благодаря которым зритель считает себя неотъемлемой частью его картин; Анри Руссо, который ввел моду на наивное искусство.
Начало XX века
Кроме импрессионизма и постимпрессионизма, рубеж XIX и XX веков ознаменован в искусстве появлением модерна — его эпоха завершилась с первыми выстрелами Первой мировой войны.
Считается, что в эту эпоху — впервые в истории — был достигнут синтез различных видов искусства. Архитекторы, проектируя здания, думали о том, как оно будет украшено внутри и снаружи. Таким образом достигался эффект совершенной, идеалистичной гармонии. Ярким примером стиля модерн является гостиница «Метрополь» в Москве, внешний фасад которой украшен майоликовыми панно Михаила Врубеля, Александра Головина и Сергея Чехолина. Модерн стал, пожалуй, последним безусловно понятным направлением в искусстве. Дальнейшее его развитие (вторая четверть XX века — наши дни) — тема куда более сложная и требует отдельного разговора.
Художники начала XX века находились в перманентном творческом поиске — необходима была новая задача, вызов, который мог бы вывести искусство на новый уровень и отразить дух времени.
Идея пришла внезапно — в Париже открылась выставка африканских масок, и для многих художников именно эти артефакты стали той самой искрой вдохновения. Находясь под впечатлением от увиденных экспонатов — их невероятной экспрессивности и эмоциональной силе, художники принимаются за работу. Пабло Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы», в которой герои похожи на бесполые фетиши с отталкивающими лицами-масками; Анри Матисс в своем фовизме трансформирует эту эмоциональность в позитив и яркие цвета.
Теперь главная задача искусства — не нравственное и эстетическое воспитание человека, а стремление художника вызвать в нем бурю эмоций посредством визуального образа. Экспрессионисты, во главе которых стоит Эдвард Мунк и его «Крик», заставляют чувствовать тревогу и дискомфорт — при этом нет понимания, что же случилось в «Крике», сюжет остается нераскрытым. Кубисты трансформируют привычное изображение в геометрические формы, доказывая, что художник имеет право на собственное видение объекта.
Предчувствия Первой мировой войны раскалывают мир, а за ним — и искусство. Возникает итальянский футуризм, главная идея которого — разрушить все старое и построить новое. Им, по сути, оппонируют дадаисты, которые являются яростными противниками войны.
Одним из важнейших достижений живописи XX является рождение абстракционизма, основоположниками которого принято считать Василия Кандинского, Казимира Малевича и Пита Мондриана. Отныне искусство не связано с предметным миром, а «живет» совершенно свободно от него. Абстракция доказывает, что сочетание причудливых геометрических форм, цветовых пятен и линий может волновать душу зрителя не меньше, чем сложная предметная композиция на древний мифологический сюжет.