https://lhs21.ru/?p=4890&ysclid=lon66nwis4695359648
1.7 Общение. Цели и средства общения. Особенности общения подростков. Общение в современных условиях. Особенности общения в виртуальном пространстве
Содержание
- Межличностные отношения
- Что такое общение
- Каковы цели общения
- Как люди общаются
- Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими
- Что нужно уметь, чтобы общение складывалось
- Информационная культура и информационные технологии в современном обществе
- Социальные сети и подростки
Межличностные отношения
В процессе совместной деятельности людей складываются их разнообразные взаимосвязи, которые называют межличностными отношениями. Чаще всего выделяют два вида межличностных отношений.
Деловые (официальные) отношения возникают при выполнении служебных, рабочих обязанностей. На основе связей, не ограниченных служебными рамками, между людьми возникают личные отношения, базирующиеся на чувствах. Как правило, мы с первого взгляда способны воспринять человека и почувствовать своё отношение к нему: интерес, симпатию, неприязнь (антипатию) и т. п. С этого и начинается общение.
Что такое общение
Общением называют процесс установления и развития контактов между людьми, в ходе которых они своими словами, видом и поведением оказывают влияние друг на друга.
Учёные считают общение первой формой отношения человека с окружающим миром. С помощью общения ребёнок добивается от окружающих его людей понимания своих желаний и начинает учитывать желания других — ведь от них зависит удовлетворение его собственных. С первых дней жизни человек приобретает опыт общения, прежде всего с членами своей семьи, родными и близкими. Если этого не происходит, у ребёнка возникают серьёзные отклонения в развитии.
В книгах описано множество случаев, когда находили детей, воспитанных дикими животными. Все попытки научить их говорить и понимать человеческую речь свидетельствовали об одном и том же: ребёнок, выросший без общения с людьми до пяти-шести лет, уже не может развиваться как человек.
Каковы цели общения
Зачем людям общение? Оно необходимо, чтобы делать что-то вместе, учиться или учить чему-то, делиться чувствами, мыслями, опытом, добиваться взаимопонимания. Некоторые приёмы общения мы повторяем изо дня в день, и они, превращаясь в ритуальные (обязательные) действия, помогают в типичных, повторяющихся ситуациях. Например, мы здороваемся с учителем в начале урока, вставая из-за парт. Или каждое утро целуем бабушку, провожающую пас в школу.
Бывает, что люди вступают в общение, чтобы получить какую- то выгоду. Например, перед контрольной работой отстающие ученики могут быть особо внимательны к отличникам, чтобы те дали списать. Но самая главная цель общения — это общение ради самого общения.
Что же происходит в ходе общения? Прежде всего обмен информацией. Говоришь о самочувствии («Мне сегодня грустно…», «У меня праздник, раздели со мной мою радость!»), о своих потребностях («Очень хочу отдохнуть») — это информация. Делишься знаниями, опытом, умениями, навыками — передаёшь информацию. Воспринимаешь что-то из книг, картин, рассказов родителей, телевизионных передач — получаешь информацию. Встречаешься с друзьями, чтобы послушать музыку или посмотреть фильм, сделать уроки и поделиться впечатлениями — и здесь налицо общение и обмен информацией. В ходе общения человек получает и информацию о самом себе. С её помощью он может оценивать себя глазами других людей.
А что происходит с людьми в результате общения? Принимая и усваивая информацию, передавая свою информацию в ответ, каждый из участников общения становится не таким, каким был до его начала. Поэтому целью и результатом общения можно считать и развитие самого человека.
Как люди общаются
Главным средством общения людей является речь. С её помощью мы сообщаем другим людям о своих мыслях, чувствах, намерениях, знаниях и получаем подобные сообщения от них. Например, сообщаем родителям о том, что собираемся пригласить гостей, или беседуем с учителем, готовясь к предстоящему уроку, или пишем и отправляем по электронной почте письмо своему другу.
Общение с помощью речи так и называют — речевое общение. Но есть и другие способы общения, и они самые разные. От простых прикосновений (подумайте, какую информацию можно передать прикосновением) до видеозаписи и значков-символов в Интернете. Общение без помощи речи называют неречевым общением.
Без помощи слов, например, люди могут здороваться и прощаться, привлекать внимание окружающих, выражать благодарность или неудовольствие, радость или огорчение и т. п. Как им это удаётся?
Особое значение в общении имеет взгляд. Глаза выражают интерес, внимание. Учёные установили: если то, что мы видим или слышим, нас особенно интересует и волнует, зрачки наших глаз увеличиваются. Дополняют взгляд движения век. От прищура до полного раскрытия век, оказывается, существует 25 их положений! Чем выше наш интерес, тем больше приподняты веки.
Не менее важна в общении мимика, т. е. движения мышц лица. Они также передают чувства и переживания. Это заметил ещё Чарлз Дарвин и использовал как одно из доказательств происхождения человека от животных предков. Если вам доведётся наблюдать за обезьянами в зоопарке, цирке или у уличного фотографа, постарайтесь обратить особое внимание па их мимику. Вы обязательно прочитаете у них па мордах страх, радость, покой, удивление, раздражение или другие эмоции.
Многое могут рассказать и движения человека, например то, как он идёт. Не случайно по походке часто определяют настроение человека, а иногда и его профессию.
К другим средствам общения относят позы и жесты. Они помогают людям сообщать о своих чувствах. Например, определённым жестом рук можно передать радость встречи. А другой жест может выразить угрозу. Подумайте, о чём могут говорить дрожащие пальцы, кивок, покачивание головой, вздох, постукивание пальцами, пожимание плечами.
Самые разнообразные чувства можно передать голосом, интонацией. Например, общеизвестные вежливые слова «здравствуйте», «спасибо», «извините», произнесённые особым образом, могут обидеть и даже оскорбить человека. И слово «молодец» используется не только для того, чтобы выразить одобрение и похвалу. Подумайте, как разное произношение меняет значение этих слов.
Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими
Со сверстниками бывает легче общаться, чем со старшими. Почему? Дело в том, что со сверстниками мы общаемся на равных. Общаясь со старшими, следует прислушиваться к их слову, не обижать и не обижаться, проявлять внимание. Сколько бы ни было лет младшему ребёнку в семье, он всегда находится в положении того, кто слабее, в положении опекаемого и родителями, и старшими детьми. Его защищают, учат, предостерегают от ошибок, ему передают свой опыт.
Но в то же время так хочется по отношению к младшему побыть в роли категоричного и строгого родителя! Хочется запретить, приказать, наказать. А младшим приходится терпеть, а часто и обижаться па старших и даже ссориться с ними. Да, очень сложно серьёзно и с пониманием относиться к детским вопросам, игре, фантазиям, не смеяться над ними, утешать младших, разбираться в их капризах, принимать неумелость, проявлять чуткость и отзывчивость. Это, к сожалению, получается не всегда и не у всех.
И младшим, и старшим необходимо тепло и внимание, которые помогают жить, быть здоровыми и жизнерадостными, чуткими и добрыми.
Что нужно уметь, чтобы общение складывалось
Присмотритесь к людям, которые вас окружают. Одни общаются легко, получают при этом удовольствие и без особых усилий создают у собеседников хорошее настроение. Иные, наоборот, делают это с трудом и нередко портят настроение окружающим. Что им мешает общаться?
«Каждый человек, в том числе тот, который рядом, так же сложен, как и я сам». Это всем важно помнить. Помнить, что другой тоже раздумывает, обижается, злится, сомневается, радуется. Намного легче, конечно, заметить, что человек делает. Вот он встал, пошёл, взял книгу, стал читать или начал, например, играть на гитаре. А что он в это время чувствует? Хорошо ли ему? Хочется ли ему побыть одному или, наоборот, ощутить рядом локоть друга? Сразу это попять трудно. Чтобы научиться понимать чувства другого, важно чаще ставить себя на его место, учиться понимать и выражать свои чувства, говорить о том, что нравится, а что нет.
А ещё важно не смеяться над внешностью и привычками других, ведь люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы хотели бы их видеть.
Никакое умение не даётся сразу, а умение общаться отнюдь не из лёгких. Овладение искусством общения, а значит, искусством уважения человека, его внутреннего мира — трудная задача. А начинается её решение с малого — с привычки подмечать, как и в чём проявляются состояния и чувства людей, которые пас окружают. И для этого необходимо больше слушать других, чем говорить самим. Не случайно лучшим собеседником многие считают не того, кто умеет хорошо говорить, а того, кто умеет хорошо слушать.
Информационная культура и информационные технологии в современном обществе
В современных условиях каждый человек должен обладать знаниями об информации и о её роли в обществе, уметь использовать многочисленные информационные ресурсы, а также грамотно общаться в социальных сетях. Знания об информации, эмоциональное отношение к различным сообщениям, конкретные действия человека в информационном пространстве определяют его информационную культуру.
Информация может передаваться различными способами, с использованием символов, знаков. Так, в математике и физике это формулы и специальные обозначения, в сообщениях СМИ и повседневной жизни — это язык. В данном случае информация — это сведения, которые воспринимаются человеком или специальными устройствами как отражение фактов окружающего мира. Важным признаком информации в общественной жизни является возможность взаимодействия между тем, кто передаёт и тем, кто получает сообщение. Полученные сообщения влияют па действия человека, его поведение.
В 70-е гг. ХХ в. в мире началось широкое распространение персональных компьютеров и внедрение информационных технологий. Прежде всего компьютеры начали применяться в материальном производстве, что способствовало улучшению управления, повышению производительности труда, экономии рабочего времени, автоматизации и роботизации производства. Появились ресурсы, которые облегчали торговлю, общение и многое другое. В этой связи в первые десятилетия XXI в. стали востребованы профессии программиста, разработчика веб-сайтов, системного администратора, интернет-маркетолога, контент-менеджера и многие др.
Однако использование информационных технологий связано не только с экономической деятельностью, но и с бытом человека. Начиная с 2000-х гг. особую роль сыграло распространение глобальной информационной сети — Интернета. Так, охват пользователей Интернета в Европе в настоящее время составляет около 80, в Северной Америке — более 88, в Азии — около 50, в Африке — около 30%.
Информационные технологии очень быстро изменяются и становятся более удобными и эффективными. Например, с середины первого десятилетия XXI в. активно внедряется беспроводной доступ в Сеть (технология вайфай), началась эра мобильного Интернета.
Влияние информационных технологий можно заметить и в повседневных занятиях людей. Ежедневно мы отвечаем на электронные письма, или готовим слайды для презентации, или обращаемся к различным сайтам, используем разнообразные функции смартфонов, наконец, общаемся при помощи информационных технологий. Вы можете продолжить данный перечень самостоятельно. Без этих средств и возможностей, которые они предоставляют, трудно представить современный мир. Учёные говорят о том, что признаком современного общества является движение информации, её обработка и увеличение объёма различных информационных сообщений. Таким образом, каждому из нас нужно уметь обработать информацию, понять её, защитить себя от ложных сообщений.
Социальные сети и подростки
Сегодня повсеместно можно наблюдать такую ситуацию: во время поездки в общественном транспорте люди разных возрастов смотрят на экраны своих смартфонов или планшетов. Кто-то слушает музыку, кто-то просматривает ролик или фильм, а кто-то пишет сообщения. Несколько десятилетий назад трудно было представить подобное. Что же повлияло на возникновение новой реальности? Это информационные технологии, которые дали возможность простым людям, молодёжи выходить в Интернет и общаться в Сети.
Трудно представить себе современные общественные связи без использования социальных сетей. Социальные сети — это неформальные сообщества, которые используются для общения, обмена мнениями и получения информации. Внутри сетей складывается социальное взаимодействие между субъектами: отдельными личностями, различными группами и т. п.