Алихан Динаев: «В июне у нас будут большие проблемы». Учитель обществознания — про перемены на ЕГЭ-2024
Нас ждут самые масштабные изменения в содержании ЕГЭ по обществознанию за последние 10 лет (а может, и с момента появления экзамена в начале нулевых). Правда, масштабная реформа для образовательного сообщества осталась незаметной. ФИПИ схитрил: структура заданий, КИМы и критерии не поменялись. Единственная новация — в очередной раз изменили задание № 24 (план), в котором и раньше было сложно попасть в заветные два «обязательных пункта». Теперь пунктов стало три. Что, конечно, усложнило задание в разы. Гарантирую, что число выпускников, которые в 2024 году получат за это задание 0 баллов, заметно вырастет.
В общем, на первый взгляд, перемен почти нет. Даже формулировки заданий нам уже давно знакомы. Ловушка — в кодификаторе! Здесь сократилось количество тем для изучения: с 82 до 73. Думаете, можно радоваться? Нет. Составители ЕГЭ зачем-то решили некоторые темы объединить, а другие — значительно расширить. А еще — добавить новые. Например, темы «арбитражное судопроизводство» раньше не было, а тема «антикоррупционная политика» хоть и была в кодификаторе, но на самом экзамене заданий по ней не было.
Итак, я насчитал не менее 40 тем и подтем, которые теперь дополнительно придется изучать в курсе ЕГЭ. Не буду писать про все, вот некоторые из них:
- «Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века»;
- «Духовные ценности российского общества. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества»;
- «Достижения современного российского искусства»;
- «Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации»;
- «Выгоды и убытки от участия в международной торговле»;
- «Политическая система Российской Федерации на современном этапе»;
- «Опасность коррупции, антикоррупционная политика государства, механизмы противодействия коррупции»;
- «Обеспечение национальной безопасности в Российской Федерации».
Появление некоторых из этих тем вызывает, мягко говоря, много вопросов. Как, кстати, и исчезновение некоторых из них:
- «Гражданское общество и правовое государство»;
- «Демократия (эту тему объединили с «Формой государства», что логично);
- «Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба» (удивительно, да?);
- «Международное право».
Теперь риторические вопросы. Можем обсудить их в комментариях, коллеги:
- Почему такие перемены случаются буквально за неделю до начала учебного года?
- Уверены ли составители ЕГЭ, что учителя по всей стране готовы к такому объёму информации? Часов-то больше у нас не стало. То есть дети снова должны идти к репетиторам, чтобы подготовиться к экзаменам. И главный плюс ЕГЭ — доступность высшего образования — снова оказывается под вопросом. Если денег на репетиторов нет — нет и поступления.
- Откуда нам брать информацию? Когда появятся новые учебники, пособия и справочники? Тем более, когда в списке новых тем есть довольно субъективные вроде «Влияние российской культуры на ценности общества». Если я скажу детям, что Моргенштерн* (*внесен Минюстом РФ в список иноагентов) формирует ценности материализма и индивидуализма в обществе, я буду не прав?
- Зачем создавать темы-гиганты в кодификаторе? Почему нельзя оставить краткие названия, а в скобках подробно расписать содержание всех необходимых дидактических единиц/подтем?
- Объединив 2-3 темы в одну, составители ЕГЭ создают для учителей ещё одну большую проблему. У педагогов по всей стране есть огромное количество материалов для подготовки — они их сами много лет готовили — схемы, таблицы, инфографика, ментальные карты, презентации, конспекты, тесты. Изменениями в кодификаторе все наши усилия свели на нет. Все придется переделывать. Кто и когда это будет делать? Зачем на ровном месте и без какой-либо необходимости заставлять педагогов выполнять сложную, долгую и неоплачиваемую работу?
Скажу честно: некоторые из новых тем мне нравятся. Я вижу общую тенденцию к повышению практикоориентированности экзамена и предмета. В таком виде обществознание становится ближе к реальной жизни. Я и без всякого кодификатора учу детей финансовой грамотности и рассказываю про налоговые вычеты. Но остальные изменения слишком масштабны. А времени у нас слишком мало. Мне кажется, всем нам нужен как минимум один учебный год на подготовку к такой программе.