Что день грядущий нам готовит (не пропустите очередные изменения в кодификаторе)
В статье "Буря в стакане из-за изменений в кодификаторе" Автор уже объясняла причины внесения в кодификатор изменений именно в этом учебном году.
На сайте ФИПИ опубликованы утверждённые демонстрационные материалы ЕГЭ 2024 года.
ВНИМАНИЕ!!! Ознакомиться следует ВСЕМ! Поправки и изменения важны для тех, кто готовит учеников или является выпускником 2024 года.
Для простоты восприятия представляю сравнительные таблицы и проведу маркировку изменений.
Изменения в разделе "Человек в обществе. Духовная культура"
Рисунок 1. Сравнительная таблица составлена автором
Этот раздел получил официально новое название и теперь их два:
Человек в обществе. Духовная культура.
Введение в социальную философию. Введение в социальную психологию.
Темы в этом разделе существенных изменений не претерпели.
1) В тему 1.4 внесено дополнение в виде вопроса "Познавательная деятельность", что логично, так как эта тема есть в нашем уже привычном и любимом учебнике под редакцией Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой.
2) Из темы 1.14 убрали вопросы о "Цифровых образовательных ресурсах".
3) Из темы 1.8 вопрос о "Многообразии путей и форм общественного развития" переместили в тему 1.9.
В теме 1.10 переставили вопросы местами и сделали пункт в целом более логичным.
В теме 1.15 уточнили формулировку: "Достижения современного общества искусства".
Изменения в разделе "Экономическая жизнь общества"
Теперь у раздела два равноценных названия:
Экономическая жизнь общества.
Введение в экономику.
Этот раздел претерпел самые серьёзные изменения:
Рисунок 6. Сравнительная таблица составлена автором
1) Перенесли вопросы из одной темы в другую:
Например, в тему 2.1 перенесли из темы 2.2 "Главные вопросы экономики" и из темы 2.3 вопросы: "Ограниченность ресурсов" и "Кривая производственных возможностей".
Из темы 2.8 в тему 2.18 перенесли вопрос "Государственная политика импортозамещения в Российской Федерации".
2) Самые безобидные изменения:
В тему 2.5 вернули вопрос о равновесной цене, но несколько изменили формулировку ("Рыночное равновесие, равновесная цена"). Это правильно, так как условие задания №21 требует понимания этих понятий.
3) Убрали вопросы:
Из темы 2.1 : "Место экономической науки среди наук об обществе".
Из темы 2.5 : "Рыночные механизмы: цена и конкуренция" и "Государственное регулирование рынков".
4) Появились новые формулировки:
В теме 2.5 появились новые вопросы: "Институт рынка" и "Товары Гиффена и эффект Веблена".
В тему 2.6 добавили формулировку "Конкуренция как основа функционирования рынка".
В тему 2.7 добавили "Потребности современного рынка труда в Российской Федерации".
Тема 2.8 претерпела существенные изменения. В неё добавили сразу несколько вопросов:
"Показатели деятельности фирмы".
"Издержки, их виды (необратимые издержки, постоянные и переменные издержки, средние и предельные издержки)".
"Амортизационные отчисления".
"Экономическая эффективность".
"Эффект масштаба производства".
В теме 2.9 появился вопрос "Этика предпринимательства".
В тему 2.10 добавили вопросы:
"Денежная масса и денежная база".
" Денежный мульпликатор".
В теме 2.12 появился вопрос "Цифровые финансовые активы".
Существенно видоизменилась тема 2.13. Её пополнили стазу несколько вопросов:
"Несовершенства рыночной организации хозяйства".
"Государственное регулирование рынков".
"Информация как ресурс экономики".
"Асимметрия информации".
"Способы решения проблемы асимметрии информации".
В тему 2.15 добавили "Принципы налогообложения в Российской Федерации" и "Налогообложение и субсидирование".
Ещё одна тема, которую кардинально видоизменили - это тема 2.18:
"Внешняя торговля".
"Сравнительные преимущества в международной торговле".
"Международные расчёты".
"Платёжный баланс".
"Валютный рынок".
"Государственная политика испортозамещения в Российской Федерации".
5) Уточнили и конкретизировали формулировки:
В теме 2.8 уточнили вопрос "Факторы производства и факторные доходы".
В теме 2.10 конкретизировали формулировку "Финансовый рынок, виды и функции".
У меня сложилось впечатление, что "Введение в экономику" самый серьёзно видоизменившийся раздел.
Ранее был сделан серьёзный упор на право, а сейчас на экономику. Ученики очень сильно впечатлилась изменениями кодификатора в августе. Даже не знаю как отреагируют на новые модификации...
А Вы со своими ребятами эти изменения уже обсудили? Поделитесь, пожалуйста в комментариях.
Изменения в разделе "Социальная сфера"
Информация о названиях раздела:
Социальная сфера.
Введение в социологию.
Рисунок 12. Сравнительная таблица составлена автором
Из глобальных изменений
1) Появились две новые темы:
Тему 3.9 собрали путём перемещения вопросов из тем 3.1 , 3.3 и 3.5. Полную формулировку читайте в таблице на рисунке 14.
А вот темы 3.10 ранее не существовало ни в КИМах прошлых лет, ни в проекте, который был опубликован в августе этого учебного года. В профильных учебниках эти вопросы есть, но мне кажется, что он введён для усиления метапредметных и межпредметных связей "Обществознания" с новым курсом внеурочной деятельности "Билет в будущее".
2) Убрали несколько вопросов:
Из темы 3.2 убрали пункт "Межнациональные отношения", а из темы 3.5 вопрос "Тенденции развития семьи в современном мире".
3) Добавили вопросы:
В тему 3.1 добавили вопрос "Социальное неравенство", а в тему 3.2 добавили пункты "Этнические отношения" и "Этническое многообразие современного мира".
4) Уточнили формулировку только одного вопроса в теме 3.2, теперь вопрос звучит так: "Конституционные принципы (основы) национальной политики в Российской Федерации".
Изменения в разделе "Политическая сфера"
Появилось второе название раздела:
Политическая сфера.
Введение в политологию.
Рисунок 15. Сравнительная таблица составлена автором
Изменения коснулись только одной темы 4.4 из которой
1) Удалили вопрос "Типология форм государства".
2) Включили новую формулировку "Понятие формы государства".
3) Вернули вопросы:
"Типология политических режимов".
"Демократия, её основные ценности и признаки".
"Гражданское общество".
Изменения в разделе "Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации"
Новые названия раздела:
Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации.
Введение в правоведение.
Рисунок 19. Сравнительная таблица составлена автором
1) Перенесли вопросы из других разделов:
Из философии (ранее раздел "Человек и общество") перенесли вопросы о ФЗ "Об образовании". Ранее (в 2023 году) он располагался в теме 1.12, а теперь на его основе сформулирована отдельная тема 5.12. Полную формулировку читайте на рисунке 22.
Из раздела социология в тему 5.9 переместился вопрос "Семья и брак как социально-правовые институты".
2) Убрали вопросы:
Из темы 5.1 убрали вопрос "Естественное и позитивное право".
Тема 5.4 стала меньше на два пункта: "Правоотношения, их субъекты" и "Особенности правового статуса несовершеннолетних".
Из темы 5.13 убрали два вопроса: "Субъекты административного права" и "Противодействие коррупции в системе государственной службы".
4) Вернули вопросы о воинской обязанности и альтернативной гражданской службе в тему 5.7 и вопрос о трудовом договоре в тему 5.9.
5) Уточнили и конкретизировали формулировки:
Уточнены и более корректно сформулированы темы 5.9, 5.10, 5.16, 5.18. Формулировки читайте в таблице (см. рис. 21 и 23).
6) Появились новые формулировки:
В теме 5.3 добавили вопрос про национальное и международное право (см. рис. 19).
Тема 5.6 была детализирована: "Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения".
В теме 5.8 появились новые вопросы:
"Гражданско-правовые отношения: понятия и виды".
"Физические и юридические лица".
"Организационно-правовые формы юридических лиц".
"Правоспособность и дееспособность".
"Защита гражданских прав".
"Гражданско-правовая ответственность".
Надеюсь, что моя статья разбудила интерес к изменениям в кодификаторе ЕГЭ-2024 года и Вы ещё раз внимательно с карандошом в руке проведёте свой анализ. Это Важно ещё и по тому, что в тексте кодификатора выделены курсивом темы, которые не будут проверяться на ЕГЭ в этом учебном году.