Что почитать перед ЕГЭ по обществознанию
Обществознание: книги, учебники и пособия по подготовке к ЕГЭ. Достоинства и недостатки. Советы и рекомендации...
Этот путь единственно верный?
Чиновники образования убеждены, что если программа курса пройдена, то и с экзаменом никаких проблем не возникнет. Ребенок внимательно прочтёт учебник, рекомендуемый министерством и совершено подготовленный, оправится на экзамен. Так ли это?
Много лет назад на занятиях по методике со студентами я проводила эксперимент. Попросила свести в единую таблицу стандарт по изучению обществознания в школе (т. е. перечень основных вопросов для изучения), кодификатор (публикуется каждый год ФИПИ и не меняется на протяжении последних лет) и оглавления учебников под редакцией
Л.Н. Боголюбова (взяли для точности всю линейку с 6 по 11 класс). Опытном путем было определено расхождение в содержании между кодификатором и учебниками на 20%. Будущие учителя были в шоке! Где же они возьмут эту информацию? Что будут рассказать детям? Теперь они уже работают в школе и давно не задумываются над этими вопросами. Спасибо авторскому коллективу учебника по обществознанию. Через двадцать лет, повторив описанный эксперимент, я была приятно удивлена. Все вопросы (по кодификатору) отражены!
Базовая учебная литература
Базовая учебная литература - это учебники, которые рекомендованы министерством просвещения РФ. Последний приказ за № 345 опубликован 28.12.2018 года содержит несколько «линеек»* по обществознанию.
Для справки: *«Линейка» (это сленговое слово) означает последовательность учебников по предмету за весь школьный курс основной (5/6-9 классы) и старшей (10-11 классы) школы.
В этом списке две линейки от «Просвещения», которое с 1930-х годов специализируется на учебной литературе и традиционно публикует только качественную продукцию, поэтому я всегда (еще с советских времен) отдаю предпочтение пособиям этого издательства.
Линия УМК*: Обществознание. Учебники 10-11 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова (базовый уровень):
Для справки: *УМК (принятое в педагогическом сообществе сокращение) – учебно-методический комплекс, т. е. совокупность учебно-методических документов и материалов (планов, программ, методик, учебных пособий и т. д.)
1. Обществознание. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: профильный уровень /под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.].- 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017 (Академический школьный учебник). 2. Обществознание. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: профильный уровень /под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.].- 8-е изд. – М. : Просвещение, 2014 (Академический школьный учебник).
Линия УМК*: Обществознание. Учебники 10-11 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова (профильный уровень):
3. Обществознание. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень /под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.].- 5-е изд., доп. – М. : Просвещение, 2018. 4. Обществознание. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень /под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.].- 3-е изд., доп. – М. : Просвещение, 2017.
С этим УМК я «дружу» давно. Мне нравятся эти пособия тем, что дают нужную базовую информацию для подготовки к экзамену. Каждое новое издание радует своими изменениями. Поэтому те ученики, которые обучаются по этим учебникам должны уверено и спокойно продолжать подготовку, но следует учесть несколько нюансов.
Рекомендации:
1. Использовать издания последних (не старше 2014 г.) лет, так как на них ориентируются эксперты при проверке.
2. Для начала повторить учебную информацию с 5 по 9 класс, а только затем приступать к работе над учебниками 10-11 класса.
3. Учебники 10-11-х классов делятся на базовые и профильные. Лучше изучать их синхронно, так как они не дублируют, а дополняют информацию по ключевым темам курса.
Достоинства:
1) Учебники способствуют профориентации школьников.
2) Хороший методический аппарат (вопросы, задания, практикумы и пр.). Рубрика «Вспомним» перед параграфом призвана актуализировать знания переходя к изучению новой темы. Много заданий, развивающих логику, анализ, критическое мышление.
3) Огромное количество примеров из различных сфер общественной жизни, которые можно удачно использовать при решении заданий открытого типа (в ЕГЭ это задания № 26,27) и при написании мини-сочинения (задание № 29).
4) После каждого параграфа есть дополнительный текст, который не только даёт новую (не освещенную в параграфе информацию), но и поможет подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ № 21-24. Кроме того выделены понятия и термины темы (помогут при выполнении задания № 25).
5) Рубрика «Мысли мудрых» позволяет готовить учащихся к написанию мини-сочинения.
Недостатки:
1) Некоторые темы кодификатора отсутствуют и в базовых и профильных учебниках этой линейки (темы 2.3; 2.8; 4.15; 5.20*),
Для справки: *Номера тем даны по кодификатору (см. на сайте ФИПИ)
так как эти вопросы изучаются отдельными предметами в зависимости от профиля класса (Экономика или Право). Но этот недостаток легко преодолеть если приобрести словарь под редакцией Л. Н. Боголюбова и изучить Конституцию РФ.
5. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / под ред. Л. Н. Боголюбова, Б. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2013.
2) Сложность изложения информации. Некоторые параграфы ученик сам осилить не сможет, потребуются комментарии и пояснения учителя или репетитора.
3) Материал не сгруппирован и не систематизирован по темам кодификатора (так как учебник выполняет совершенно иные задачи), поэтому при подготовке к ЕГЭ его нужно самому отбирать и систематизировать.
Рекомендации по систематизации материала:
Систематизации материала способствует ведение тетради с 8 класса.. Тетрадь не меняется и ведется до 11 класса. Темы и заголовки выделяются и подчеркиваются. Некоторые школьники важный материал выделяют маркером, другие используют стикеры. Так постепенно из урока в урок проводится систематизация и закрепление материала.
Повторять перед экзаменом такой материал проще, да и усвоится он лучше, так как анализом, обобщением и систематизацией занимался ребенок сам.
При изучении в профильных классах экономики и права количество материала увеличивается. Так как базовый курс дополняется информацией из профильных учебников. А работа ведется в одной тетради, но в соответствующем разделе.
Профильные учебники
В профильных классах экономику я прохожу по учебнику Г. Э. Королевой и Т. В. Бурмистровой.
6. Экономика: 10-11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е издание, дораб. и доп. / Г. Э. Королева, Т. В. Бурмистрова. – М. : «Русский учебник: Вентана-Граф», 2016.
Достоинства:
1) Представлены экономические понятия, которые выделены курсивом и бросаются в глаза даже при просмотровом чтении параграфа.
2) Много подробных схем и графиков (по ним легко готовить детей к выполнению задания № 10).
3) Приведены примеры на основе российской экономики, есть данные статистики, которые можно анализировать.
4) Учебник разделён на два блока («Микроэкономика» и «Макроэкономика»), что позволяет только на основе оглавления усвоить основные понятия каждого раздела.
5) Простой и понятный язык, доступное изложение сложных тем.
Недостатки:
1) При профильном обучении экономики материала мало (23 параграфа), а при базовом -избыточное количество формул (а в них нет необходимости на ЕГЭ), но они затрудняют усвоение отдельных вопросов слабыми учениками.
2) Задания на повторения (в конце учебника) интересны и необычны, но не в формате ЕГЭ.
Вопросы права мы изучаем по учебникам Е. А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры».
7. Право. Основы правовой культуры: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Певцова. - 10 класс. В 2 частях. – М. : «Русское слово», 2017.
8.Право. Основы правовой культуры: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Певцова. - 11 класс. В 2 частях. – М. : «Русское слово», 2018.
Обращаю ваше внимание, что и в 10-ом и 11-ом классах эти учебники представлены в двух частях и содержат всю необходимую информацию не только для ЕГЭ, но и для олимпиад.
Достоинства:
1) Язык прост и лаконичен.
2) В каждом параграфе материал изложен четко и понятно, определения выделены курсивом.
3) Каждая тема сопровождена таблицами или схемами.
4) Учебник помогает в профориентации школьников, так как содержит информацию о юридических профессиях.
Недостатки:
1) Тестовые задания на закрепление материала не разбиты по темам. А в ЕГЭ такой формат заданий уже давно не используются (выбор из четырех предложенных одного ответа на вопрос).
Для справки: Данные учебники есть в списке рекомендованных Министерством просвещения. См. приказ Минпроса РФ № 345 от 28.12.2018.
Собственные тетради к экзамену пишет, систематизирует и оформляет не каждый ученик. На это нужно время, терпение и руководство со стороны учителя или репетитора. А изучать столько учебников в короткий срок самостоятельно уже нет времени, т.к. до ЕГЭ осталось 17 недель. Поэтому пора искать готовые пособия и справочники.
Пособия для подготовки к ЕГЭ
На сегодняшний момент много специализированных пособий разных авторов, которые за Вас отобрали и систематизировали информацию. В этом плане стоит обратить внимание на интересные пособия, созданные членами Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов.
Красочно, лаконично, эффективно! Бери и учи!
9. Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Национальное образование, 2016. 10. Обществознание. 11 класс. Модульный триактив-курс / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Национальное образование, 2016.
Настоятельно рекомендую методические пособия из серии "Я сдам ЕГЭ!". Эти книжки созданы теми же авторами. Содержат теоретический блок, который завершается диагностическим материалом. Данное пособие поможет повторить материал и закрепить знания.
11. Я сдам ЕГЭ 2019! Обществознание. Человек и общество. Экономика. Социальные отношения. Курс самоподготовки / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2019. 12. Я сдам ЕГЭ 2019! Обществознание. Политика. Конституция РФ. Право. Курс самоподготовки / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2019.
Достоинства:
1) Данная серия переиздается каждый год (с доработками и уточнениями).
2) Базовые темы освещены сжато, но информативно (без «воды» и пространных рассуждений).
3) Диагностический материал представлен по каждой теме в форме типовых заданий ЕГЭ для закрепления теоретических знаний и формирования навыков.
4) Определения данного пособия совпадают с теми клише, которые потом получают эксперты при проверке на экзамене.
Недостатки:
1) Информация представлена базовая (т.е. минимальная) её сложно использовать для написания мини-сочинения.
Справочник для подготовки к ЕГЭ под редакцией П. А. Баранова. Эту книгу любят ученики и выпускники, но не любят эксперты. Но несмотря на это учителя, репетиторы и школьники используют её в своей работе, поэтому пособие переиздается каждый год и доступно в каждом книжном магазине.
13. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П. А. Баранова. – М. : Издательство АСТ, 2018.
Достоинства:
1) Информация структурирована по кодификатору.
2) Темы представлены по разделам и содержат информацию, необходимую для составления плана и написания мини-сочинения, т. е. для выполнения самых сложных заданий экзамена (№ 28 и 29).
3) Материалы структурированы в таблицы, что даёт подготовленному школьнику определить пробелы в знаниях и пополнить их, а слабый ученик получит ориентир для своей подготовки к экзамену.
Недостатки:
1) Определения не совпадают с формулировками учебников и словарей, одобренных Министерством просвещения РФ.
2) В справочнике много подходов и классификаций, но они не совпадают с теми видами и типами, признаками и функциями, которые указаны в базовых учебниках, что и приводит к проблемам на ЕГЭ.
3) После каждой темы есть типовое тестовое задание, но оно одно и не дает четкого представления о степени усвоения темы.
Совет:
Если вы выбрали эту книгу для подготовки, то подстрахуйте себя определениями из словаря под редакцией Л. Н. Боголюбова (см. выше).
Пособий для подготовки к ЕГЭ много. Я не ставила перед собой задачу рекламировать или критиковать эти издания или делать развернутую характеристику каждой книги. Главные мысли, которыми я делюсь с Вами заключаются в двух советах:
1. Прежде чем покупать учебник или пособие поинтересуйтесь рекомендациями (ФИПИ и Министерство просвещения РФ публикует списки таких книг).
2. Доверяйте профессионалам и экспертам, т. е. членам Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов, которые знают об экзамене не понаслышке и участвуют в создании правил, которым учителя и ученики следуют.