Елка и Новый год, которых могло и не быть…
20 декабря 1699 года Петр I издал именной указ за № 1736 "О праздновании Нового года".
Вот текст этого указа:
"А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года".
20 декабря 1699 года Петр I издал именной указ за № 1736 "О праздновании Нового года".
С тех самых пор, т.е. с 1700 года, мы празднуем наш любимый праздник 1 января.Новый год
Что важно, 1700-й год в документах 322-й данности фигурировал впервые. Вообще-то в России ожидался 7208 год...
Это потому, что летоисчисление на Руси велось "от сотворения мира". Петр I не только ввел праздник 1 января, он провел настоящую реформу, которую называют календарной либо новогодней реформой. Этой реформой молодой царь Петр ввел в России и новую систему систему летоисчисления - от Рождества Христова, как это делалось в Европе. Таким образом, 7208-й год стал 1700-м. годом. От Европы все-таки отстали, т.к. большинство европейских стран перешли к тому времени на григорианский календарь, Россия же указом Петра I переходила на юлианский календарь, тот самый, который у нас называют "старым стилем" и по которому по сей день живет Русская Православная Церковь. Разница в 1700 году составила 10 дней. Так что тот первый "январский" Новый год в 1700 году Россия отпраздновала на 10 дней позже, чем европейские страны.
Почитаем указ дальше:
"Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же".
Обратим внимание, что новогодние празднества в указе предписывалось устраивать по образцу европейских держав: украшать дома и дворы еловыми и сосновыми ветками, "в знак веселия" поздравлять друг друга с Новым годом, а с 1 по 7 января даже "огни зажигать" из чего возможно - дров, хворосту ими даже смоляных бочек (петарды, выражаясь нашим языком).
До Петра I летоисчисление на Руси велось "от сотворения мира". Петр I не только ввел праздник 1 января, он ввел в России новую систему систему летоисчисления - от Рождества Христова.
- Петр, конечно же, отдал дань прошлому: веселье намечалось "после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви". До 1700 года Новый год отмечали 1 сентября. В Кремле в этот день проводились сложные церемонии, в которых участвовали патриарх, царь, причем царь выходил обязательно в Большом царском наряде (в порфире, диадеме, шапке Мономаха), несли иконы, хоругви, патриарх благословлял царя и спрашивал его о здоровье, а царь в ответной речи говорил: "…дал Бог, жив".
Отдав дань прошлому, царь предавался веселию в настоящем. По велению Петра главные празднества проходили также в "царствующем <тогда еще> граде Москве" на Красной площади, где устраивались настоящие фейерверки: зажигались огненные потехи, стреляли из мушкетов, выпускались ракеты / имеется в виду ракета для фейерверков. Известно, что в библиотеке Петра находилась книга Иосифа Беклера "Потешные огни" 1660 г. с описанием и чертежами ракет для фейерверков.
Молодой царь Петр. Питер ван дер Верф. Портрет Петра I, 1690-е гг.
1 января 1700 года Петр I лично открыл новогодние празднества запуском такой ракеты. По улицам разносился звон колоколов в сочетании с пушечной пальбой, улицы освещались иллюминацией - в-общем, мы видим, что праздник Новый год отошел от церковных традиций и стал светским праздником.
Все это Петр I почерпнул во время Великого посольства в европейских странах.
А вот обычай украшать "домы и дворы" еловыми ветками молодой царь видел у своих друзей-иностранцев в Немецкой слободе, где очень любил бывать в юности. А еще обратим внимание, что этот обычай внедрялся, ну скажем так, даже насильственно (что ничуть не смущало, как мы знаем, молодого царя). Дело в том, что для славян еще с языческих времен хвойные ветки связывались с погребальным обрядом. В мифологии же древних германцев ель, напротив - символ вечной жизни. Трудно было нашим предкам 300 лет назад перестроиться и не видеть в еловом украшении дурную примету! Но делать нечего - с царем Петром шутки были плохи...
По указу Петра I предписывалось украшать дома и дворы еловыми и сосновыми ветками, поздравлять друг друга с Новым годом и "огни зажигать" с 1 и по 7 января.
Вот так и утвердился в России новогодний праздник. Потом уже, после Петра I, традиция массовых новогодних гуляний постепенно сошла на нет
Вспомнили об обычае ставить елку в XIX веке в Чудовом дворце в Кремле. В 1817 году женился великий князь Николай Павлович — будущий император Николай I. Чтобы порадовать свою молодую супругу Александру Федоровну, дочь прусского короля, он устроил для нее на Рождество первую в России настоящую елку с украшениями, свечами и развешанными на ветвях сластями и подарками.
Вслед за императором наряжать елку на Рождество стала московская знать — купцы Вишняковы, затем Андреевы... К 1880-м годам елка к Рождеству стала в Москве обычным делом. Их устанавливали не только в домах, но и в школах, учреждениях, на катках, а в игрушечных лавках начали торговать елочными игрушками. В те годы елки нередко украшали мандаринами. Фрукт этот был редким и дорогим в Москве, потому и покупали его по большим праздникам. Правда, традиция ставить елку была в XIX веке преимущественно городской. В сельской местности такое развлечение не было популярным.
Во время Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914 году, елка попала в опалу. В стране началась антинемецкая кампания, и рождественскую традицию наряжать дерево посчитали вражеской. Когда в 1915-м немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой, в газетах это назвали «вопиющим фактом», а Николай II запретил следовать этой традиции.
После революции запрет на елку отменили. Но ненадолго. В 1926 году ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским, а годом позже началась антирелигиозная кампания. Празднование Рождества запретили.
Елку стали считать «дикарским» и «поповским» обычаем, пресса называла ее «религиозным хламом» и «религиозным дурманом» и писала, что именно с нее начинается религиозность детей.
Вместо рождественских праздников тогда стали проводить карнавалы московских комсомольцев с ряжеными попами, монахами и ксендзами. Катки на Патриарших прудах и Девичьем поле были заполнены молодежью, над ними стреляли фейерверки. А выходные дни на заводах и фабриках, в учреждениях и организациях по просьбам трудящихся отменили и сделали рабочими.
Наряжать дома елку стало противозаконно. Рождественские елки наряжали тайно. Главное — не забыть занавесить окна, потому что управдом или дворник мог заметить горящую елочку в окне и доложить о неблагонадежности жильцов.
Павла Постышева называют «человеком, который вернул народу елку». Он был вторым секретарем ЦК компартии Украины и в декабре 1935 года приехал в Москву на пленум ЦК ВКП(б).
После разговора с И.В. Сталиным на пленуме Постышев опубликовал в газете «Правда» заметку «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».
Впервые праздник новогодней елки организовали в 1937-м в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Вместо золотой Вифлеемской звезды появилась новая — красная. Вместе с елкой появился Дед Мороз в длинной шубе, высокой круглой шапке и с посохом в руке. А позже, в 1950-х годах, возникла Снегурочка: образ внучки Деда Мороза придумали писатели Лев Кассиль и Сергей Михалков. Конфеты и фрукты в качестве украшений сменили новые игрушки — пионеры с горнами, пистолеты, игрушечные автомобили, дирижабли, початки кукурузы, спутники, персонажи русских народных сказок. Примерно так елку наряжают до сих пор.
Информацию нашла на просторах интернета.
|