Обществознание. 6 класс. ПОНЯТИЯ. ТЕРМИНЫ.
Учебник. Обществознание. 6 класс.
Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая.
- Антипатия — чувство неприязни, нерасположения. Противоположное — симпатия.
- Безнравственный — так говорят о человеке, который совершает дурные поступки, не соблюдает правила поведения в обществе: лжёт, оскорбляет людей и др.
- Гарантия — ручательство; условие, обеспечивающее что-либо.
- Групповые нормы — правила, по которым живёт группа.
- Гуманизм — человеколюбие, уважение к человеку.
- Деятельность — активность человека, направленная на изменение окружающего мира и самого себя.
- Виды деятельности: игра, учение, труд, общение.
- Духовный мир — внутренний мир человека, мир сознания, чувств, эмоций, мыслей.
- Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не столько в её результатах, сколько в самом процессе. Важное средство воспитания, обучения и развития детей.
- Индивидуальность — неповторимые, уникальные качества человека.
- Инцидент — случай, происшествие, недоразумение.
- Карьера — 1) продвижение в какой-либо сфере деятельности; 2) профессия, род занятий (разг.); 3) достижение известности, славы, почёта.
- Конфликт — столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
- Логика — 1) способность правильно мыслить; 2) учение о последовательности и методах познания.
- Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
- Межличностный конфликт — столкновение людей или социальных групп из-за несходства во взглядах, интересах, позициях, мнениях. Причины конфликтов:
- разность интересов;
- взаимное непонимание;
- эмоциональный барьер;
- моральный барьер.
- Межличностные отношения — взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения, связь человека с окружающими людьми.
- Виды межличностных отношений:
- деловые, 2) личные, 3) приятельские, 4) товарищеские, 5) дружеские, 6) любовь.
Также: 1) официальные отношения — связаны с соблюдением правил, установленных в данном учреждении (отношения учителя и ученика в школе),
2) неофициальные (личные) — не связаны с установленными правилами (отношения друзей).
- Стадии развития конфликта:
- возникновение конфликта
- осознание конфликта
- проявление конфликтной ситуации
- углубление конфликта
- разрешение конфликта.
- Варианты поведения в конфликте:
- сотрудничество;
- компромисс (взаимные уступки);
- избегание;
- приспособление.
- Варианты исхода конфликта:
- подчинение (победа одной стороны и поражение другой);
- компромисс;
- прерывание конфликта;
- интеграция (наилучший выход — удовлетворение обеих сторон, которые пришли к единому мнению).
- Конфликты:
- конструктивные — уважительное отношение сторон друг к другу;
- неконструктивные — грубые, неуважительные действия сторон.
- Мораль (нравственность) — представления о добре и зле, регулирующие поведение людей в обществе.
- Мышление — процесс сознания и рассуждения.
- Формы мышления:
- понятие — мысль выделяющая предмет по его главному признаку («человек — разумное существо»);
- суждение — высказывание, содержащее определённую мысль («Петя Иванов — отличник»);
- умозаключение — вывод из ряда суждений («Петя Иванов — отличник, значит, он всегда делает домашнее задание»).
- Общение — взаимные деловые или дружеские отношения людей.
- Официальный — должностной. Официальными могут быть отношения, связанные с соблюдением каких-либо формальностей, правил, установленных официальным лицом.
- Познание — процесс осознания человеком мира и самого себя (самопознание).
- Понятие — мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам.
Потребности — нужда человека в чём-либо, необходимом для его жизни и деятельности.
- Виды потребностей:
- биологические (еда, вода, отдых, тепло);
- социальные (общение, семья, труд);
- духовные (религия, культура и искусство, познание, мораль).
- Правозащитник — активный защитник прав и свобод человека и гражданина. Человек, который делает это не по обязанности (должности), а по собственному желанию и убеждению.
- Привычка — сложившийся способ поведения (стереотип) в определённых ситуациях.
- Принцип — 1) основное, исходное положение; 2) внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, норма, правило поведения.
- Ритуал — выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал; сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого.
- Симпатия — внутреннее расположение, устойчивое, одобрительное, эмоциональное отношение человека к другим людям. Противоположное — антипатия.
- Сознание — способность человека мыслить, рассуждать и определять своё отношение к окружающей жизни, действительности.
- Способности — предрасположенность человека к успешному занятию какой-либо деятельностью (например, способности к музыке).
- Стереотип — устойчивое, упрощённое, схематичное представление о чём-либо (например, об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе).
- Суждение — высказывание, содержащее определённую мысль.
- Труд — деятельность человека по изменению окружающего мира и производству жизненных благ.
- Человек — биосоциальное существо (соединение биологической природы и социальных черт).
- Чувство — эмоциональная направленность сознания человека на что-либо или кого-либо («Я боюсь этого человека» — чувство страха; «Я люблю этого человека» — чувство любви).
- Умозаключение — процесс рассуждения, в ходе которого осуществляется переход от некоторых исходных суждений к новым суждениям.
- Ущерб — 1) непредвиденные расходы, утрата имущества, недополученная выгода; 2) вред, наносимый действиями одного субъекта другим субъектам, природе, людям.
- Эмоция — настроение человека, вызванное определённым чувством (эмоция страха, эмоция радости).
- Этикет — принятая в определённых кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где-либо (например, придворный этикет, дипломатический этикет и т. д.).
|