От "техники случая" к "человеку-технику": Хосе Ортега-и-Гассет
Читать Хосе Ортегу-и-Гассета ( 1883–1955) - одно удовольствие. Умно, интересно, глубоко, при этом прекрасный слог. Его "Размышления о технике", напечатанные впервые в аргентинской газете в 1935 году, а в 1939 вышедшие отдельным изданием, представляют собой изложение прочитанных философом лекций. Может быть, поэтому здесь особенно живой язык?
Согласно философу, техника возникла как что-то сверхприродное, связующее человека с окружающим миром. Благодаря технике люди не только лучше выживают, но и преобразуют мир.
Факт существования техники подтверждает то, что сущность человека созидательна и активна. Быть человеком означает быть деятельным. В процессе освоения мира люди придумывают и создают то, чего нет в природе, то есть как бы восполняют ее.
Развитие техники, согласно Ортеге-и-Гассету, прошло три основных этапа. Каждый из них определяет и свой тип культуры.
Во-первых, это техника случая. Этот этап связан с первобытным периодом, когда только происходило становление человека как созидающего существа. Тогда люди еще не ставили перед собой цели что-то изобрести. Поэтому их технические открытия происходили случайно.
Эти технические приспособления были гениальны, они помогали людям жить лучше, качественнее. Палочки для добывания огня, копья, скребки и т.д. - вот первая техника человечества.
Во-вторых, техника ремесла. Будучи европоцентристом, Ортега-и-Гассет говорит о периоде античности и средневековья. Мы, современные люди, прибавили бы сюда и великие цивилизации Востока и также Египет. В этом периоде ремесло выделяется как отдельная сфера деятельности, возникают различные технические приспособления (рычаг, например). Однако, если бы вдруг исчезли все эти вещи, кардинального изменения жизни не произошло бы.
В период техники ремесла еще нет машин, техническое развитие касается только орудий. (Напомню основное отличие между ними: машина работает без больших физическим усилий человека, который может только управлять машиной, или без помощи животного, а орудие требует этого в процессе использования).
В-третьих, техника человека-техника. Это период, начавшийся вместе с промышленной революцией. Ремесленник уступает место инженеру. Появление машины позволяет самостоятельно функционировать производству. От человека требуется только создать техническое устройство и потом следить за его работой. Человеческое вмешательство сводится к минимуму.
Перспективы развития техники испанский философ видел во все большем увеличении ее влияния на жизнь общества. С одной стороны, это позволяет нам жить со всеми удобствами. С другой - возникает зависимость от техники. Если бы Хосе Ортега-и-Гассет видел наши сегодняшние реалии, он был бы, возможно, ошарашен тем, как быстро люди стали рабами созданных ими машин.
Слова Ортеги-и-Гассета, сказанные почти сто лет назад, звучат сейчас совершенно актуально:
«Современный человек – я имею в виду не индивида, а человечество в целом – уже не волен выбирать между жизнью в природе и использованием сверхприродного. Он бесповоротно и окончательно приписан к последнему, включён в него так же прочно, как первобытный дикарь в естественное окружение».
Лидия, неисправимый гуманитарий