3.07
Лидия, неисправимый гуманитарий
Слышали термин "аккультурация"? Что же это такое.
Аккультурация означает очень важный процесс, постоянно происходящий в мире. Это связано с тем, что разные культуры взаимодействуют и, таким образом, влияют друг на друга. В результате происходит заимствование норм и ценностей, образцов поведения другой культуры. Это может быть частичным явлением, а также полным, когда чужая культура полностью подавляет собственную.
Проблемой аккультурации стали впервые заниматься американские ученые в конце XIX века, изучая те изменения, которые происходили в культуре северо-американских индейцев в связи с влиянием на них европейцев. В ХХ веке проблема была рассмотрена уже со всех сторон. Речь идет не об ассимиляции, когда один народ растворяется в другом и теряет свою идентичность, а именно о чужом культурном проникновении, не отменяющем своеобразие народа, но меняющем его нормы, ценности, поведение. Притом этот процесс не обязательно односторонний, а чаще всего взаимный.
Особенно активно аккультурацию изучали в 30-е годы ХХ века, такие исследователи, как Бронислав Малиновский, Ральф Линтон, Роберт Редфилд и другие. Аккультурация предполагает непосредственный контакт представителей разных культур, притом не единичный, а достаточно длительный. В процессе такого общения люди приглядываются друг к другу, замечают отличия, находят какие-то сходства, ищут пути общения. В результате изначальные культурные паттерны меняются. (Что такое паттерны, я писала тут).
Хотя, как уже упоминалось, процесс этот часто взаимный, чаще всего все же одна из культур более сильна и развита и выступает в качестве донора, а другая менее развита и выступает реципиентом, то есть больше берет, чем дает. Ярким примером, конечно, являются отношения индейцев и европейцев. В данном случае европейская культура оказалась более сильной и повлияла на индейскую в большей степени, чем та на нее.
Исследователи выявили три основные реакции, которые возникают у группы-реципиента:
а) принятие, когда собственные паттерны полностью замещаются новыми, перенятыми у группы-донора,
б) адаптация, что означает частичное принятие образцов чужой культуры (наблюдаем по всему миру, например, внедрение "вау!" как возгласа позитивного удивления, перенятого у американцев, у разных народов, включая наш),
в) реакция, то есть полное неприятие чужих культурных паттернов. Такое обычно происходит в сильных традиционных культурах. Но, надо сказать, продержаться так длительное время сложно. Пример - азиатские народы, Япония, Китай и прочие, очень долго успешно отражали попытки европейцев внедрить в их культуру свои ценности. Держатся азиаты и сейчас, выступая во многом донорами для той же западной культуры, но полного неприятия уже нет.
Р. Линтон в своей работе 1940 года “Аккультурация в семи племенах американских индейцев” обозначил два типа условий для аккультурации:
а) в отсутствие военного или политического превосходства какой-либо стороны, тогда аккультурация происходит свободно, на добровольной основе,
б) одна сторона доминирует в политическом смысле, оказывает насильственное, военное воздействие и заставляет принять свои культурные нормы.
Понятно, что при втором типе всегда есть сопротивление, часто ожесточенное, но не всегда открытое. Например, когда огнем и мечом на Руси утверждали христианство, народ внешне принимал новую веру, но дома втихомолку продолжал молиться старым богам. Языческие культовые предметы археологи находят в исторических слоях вплоть до XVII века.
В первом, ненасильственном, случае, аккультурация происходит тихой сапой и может быть взаимной. Этот процесс активизируется в наше время, в эпоху глобализации.