Какие затруднения были на ЕГЭ у выпускников 2022 года
Время для рефлексии
Скоро начинается новый учебный год и новый виток подготовки к экзаменам, поэтому каждому учителю и репетитору (которые занимаются подготовкой к ЕГЭ) пора заняться рефлексией.
Ежегодно на сайте ФИПИ публикуют методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ (прошедшего года) по всем предметам.
Этот документ важно внимательно изучить и "примерить" к результатам собственных выпускников, чтобы понять причины промахов и провести коррекцию своей работы.
В идеале самому учителю не мешает сдать ЕГЭ и соотнести свои ошибки (если они будут) с типичными ошибками выпускников. Качество работы учителя по подготовке к ЕГЭ и её результативность напрямую зависят от умения анализировать и выстраивать новые горизонты своей работы.
Бесспорно, анализ усложняется тем, что мы не видим КИМы с заданиями, которые выполняли экзаменуемые, но это не означает, что нужно полностью отказаться от рефлексии.
Пробелы в знаниях
Татьяна Евгеньевна Лискова ежегодно очень подробно комментирует в методических рекомендациях достижения выпускников и уделяет значительное внимание пробелам в знаниях, классифицируя их по четырём основным группам (читайте в следующей статье). Я не буду дублировать каждую позицию её выводов.
Но хочу поделиться своими "выжимками" которые, возможно, помогут моим начинающим коллегам правильно выстроить свою работу.
Сохраняются пробелы в знаниях основ конституционного строя:
Рисунок 1. Скриншот с материалов ФИПИ (см. Т.Е. Лискова "Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по обществознанию")
Судя по тому, что из года в год у выпускников есть проблемы с вопросами, отражёнными в Конституции РФ, следовательно нужно не просто обратить особое внимание на её изучение, но и не забывать систематически повторять изученное.
Рисунок 2. Скриншот с материалов ФИПИ (см. Т.Е. Лискова "Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по обществознанию")
Выявлены и другие пробелы в знаниях, связанные с правовой сферой:
Рисунок 3. Скриншот с материалов ФИПИ (см. Т.Е. Лискова "Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по обществознанию")
На экзамене выпускники 2022 года обнаружили непонимание некоторых вопросов экономики:
функций различных финансовых институтов (банковской системы),
экономических процессов (безработицы и инфляции),
системы налогообложения РФ (проблемы с пониманием сути транспортного, земельного, налога на доходы физических лиц и налога на имущество физических лиц).
На ЕГЭ 2022 году были выявлены и пробелы в знаниях по политологии:
Рисунок 4. Скриншот с материалов ФИПИ (см. Т.Е. Лискова "Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по обществознанию")
Те вопросы, которые вызвали у выпускников затруднения, но не разбирались на моём канале будут освещены в отдельных статьях.
Не сформированы умения и навыки
Как и в прошлые годы выпускники испытывают затруднения в заданиях, где нужно приводить примеры или аргументировать мнение автора или свою позицию:
Рисунок 5. Скриншот с материалов ФИПИ (см. Т.Е. Лискова "Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по обществознанию")
Думаю, что эти сложности сохраняются из-за того, что ученики до конца не понимают разницу между теоретическими положениями и примерами:
Рисунок 6. Материал из методических разработок автора
Завершить статью хочу рекомендацией Т.Е. Лисковой:
Рисунок 7. Скриншот с материалов ФИПИ (см. Т.Е. Лискова "Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по обществознанию")
Читайте методические рекомендации ФИПИ и Вы найдёте много интересного для повышения эффективности своей работы по подготовке учащихся к ЕГЭ.