В чём суть классификации потребностей по теории А. Маслоу
В предыдущих статьях "Что такое потребности" и "Какие виды потребностей спрашивают на ЕГЭ" Автор уже рассказывала о том, что в науке применяются различные классификации потребностей.
Наиболее часто в учебниках освещается пирамида потребностей по теории А. Маслоу. С её помощью раскрываются социальные, экономические и политические процессы, происходящие в обществе.
Классификация потребностей по теории А. Маслоу
Описывая потребности, американский психолог А. Маслоу характеризовал человека как "желающее существо", которое редко достигает состояния полного, завершённого удовлетворения.
Рисунок 1. Материал из методических разработок автора
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека.
Согласно теории Маслоу, первые два типа потребностей – первичные (врождённые), а следующие три – вторичные (приобретённые).
Какие потребности называют первичными
Человек рождается с определёнными физиологическими потребностями, но в процессе ж изни у него появляются новые желания, направленные на поддержку жизнеобеспечения.
Рисунок 2. Материал из методических разработок автора
А. Маслоу считал, что инстинкт выживания наиболее мощный, поэтому только удовлетворив потребности в еде, воде и защите человек способен думать об удовлетворении других желаний.
Второй важной первичной потребностью по классификации А. Маслоу является потребность в безопасности:
Рисунок 3. Материал из методических разработок автора
Сразу после удовлетворения естественных нужд человек испытывает потребность в финансовой, эмоциональной и физической безопасности.
Какие потребности являются вторичными
Вторичные потребности по своей природе психологические. Они возникают и осознаются в процессе приобретения определённого опыта.
Рисунок 4. Материал из методических разработок автора
Социальные потребности человека связаны со стремлением жить в коллективе, общаться с другими людьми, участвовать в совместной деятельности. |