Четверг, 21.11.2024, 09:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Практикум: «Правовые системы современности | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 54
Гостей: 54
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

Практикум: «Правовые системы современности»

 1.Юридическое образование, работа юристов в Европе и в России

Задания:1.1.Определите проблему и её причины. 2.Предложите пути решения данной проблемы.

1.1 Проблемы иностранных юристов в России

 Илья Александров- юрист (Москва)

Несомненно, получаемые знания российского права ничем другим заменить нельзя. Поэтому мне искренне жаль потуг юристов, получивших образование вне стран СНГ, и решившихся всерьез практиковать в России, на Украине или в Беларуси. Существует довольно много примеров таких специалистов. Есть примеры и граждан России, получивших иностранное юридическое образование вне пределов СНГ, и теперь начавших работать в России. Им приходится весьма тяжело - опять же, из-за отсутствия необходимого кругозора и достаточной компетенции, а также, нередко, отсутствия или искаженного западной прессой понимания окружающей действительности, а также из-за отличий в подходах к юридическому образованию, порождённых разными правовыми системами.

             1.2 Особенности юридического образования и работы юриста в США.

Анна Яковлева, юрист адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»

          Поездка на стажировку в Международный юридический институт Вашингтона оказалась незабываемой, потому что очень интересной и эффективной была программа изучения американской правовой системы. В российских юридических институтах и университетах, конечно, преподают право зарубежных государств. Однако столкновение с американской правовой реальностью превзошло все ожидания. Поездка позволила узнать огромное количество новых и совершенно нетипичных для нашей правовой системы вещей, не позволяющих выпускникам российских юридических ВУЗов профессионально реализовать себя в США. Обучение юридическому ремеслу в Америке имеет исключительно практическую направленность. И с точки зрения образовательных методов, и с точки зрения предметов, включаемых в программы для студентов.

           Во всех американских колледжах основным методом обучения, начиная со второй половины 19 века, является – метод Сократа: студенты перед занятиями изучают предложенный профессором материал, а непосредственно на занятиях происходит живое общение с преподавателем, обсуждение прочитанного. Безусловно, этот метод позволяет успешно развивать аналитические способности студентов: профессор в любой момент может задать любому студенту вопрос, касающийся обсуждаемой темы, или касающийся оценки мнения другого студента, уже выступавшего на уроке. По этой причине каждому участнику занятий приходится постоянно следовать за нитью рассуждений и быть готовым выступить со своей позицией по просьбе профессора. Кроме того, этот метод – отличная основа для развития ораторского мастерства.

          Вспомним, что в наших университетах студенты основное время проводят на лекциях, или, если пропускают лекции - за чтением тетрадей более ответственных коллег-студентов. Видимо, поэтому из российских выпускников не так уж часто получаются хорошие ораторы. 

           Менее подготовлены к реальной практической деятельности наши выпускники и потому, что российские образовательные программы не включают таких предметов как «юридическое исследование», «составление юридических документов». В то же время каждый американский колледж целый учебный год посвящает изучению правил составления юридических заключений.

            Отличия в подготовке во многом объяснимо различием в правовых системах России и США, а именно – различием в источниках права: у нас источником выступает закон, в США - и статутное, и прецедентное право. В связи с этим установить применимое право в Америке достаточно сложно: даже если существует закон, регулирующий вопрос клиента, необходимо изучить большой массив судебной практики, которая касается исследуемого вопроса и может совершенно неожиданно для участников оборота интерпретировать законодательное правило. Найти все относящиеся к делу прецеденты самостоятельно достаточно сложно, в то же время второстепенные источники нередко дают полную картину по определенной проблеме со ссылками на все относящиеся к делу источники права…

1.3 Судебная система в исламе.   Айбек Ахмедов – юрист (Великобритания. Лондон)

Одним из первых правовых институтов возникших в исламе является институт судебной власти. Подобно системе общего права, мусульманское право развивалось частично в процессе развития судебной системы. Если в начале судебная система была частична независимая, то впоследствии оно стало инструментом в руках властей. Вместе с этим судебная власть в мусульманских государствах никогда не была послушным инструментом в руках правителей, хотя и есть исключения.

Мусульманское судопроизводство всегда отличало приверженность к идеалам религии, хотя во многих случаях применялись чисто светские правила в вынесении каких-либо решений, что в значительной мере затрудняло работу специалистов, образование которых строилось на других правовых системах. Юристы – иностранцы не находят применения своим юридическим возможностям  в мусульманских странах. Судопроизводство основывается  на принципах мусульманской юриспруденции, разработанных представителями правовых школ ислама. В этом смысле мусульманское судопроизводство неразрывно связано с развитием мусульманского права.

 

                                                   2.1 Романо-германская правовая система.

Прочитайте текст, ответьте на вопросы. 1.Территория действия романо-германской правовой системы? 2. Основной источник права и его роль?

          Основные начала романо-германской правовой систе­мы сложились в XIII—XIV вв. в континентальной Европе. Романо-германская система права существует во Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Испании, Исландии, Италии, Португалии, Норвегии, Люксембурге, Монако, Швеции, Швейцарии, Финляндии. Все восточно-европейские (бывшие социалистические) страны, включая Россию, вновь возвращаются к этой системе.  Эта правовая система сначала развивалась на основе рецепции (восприятия) римского права, а затем главным образом в результате королевского законодательства. Свою роль сыграли и королевские суды. От римского пра­ва было заимствовано деление права на публичное (относящееся к «общим» интересам, в настоящее время это конституционное, административное, уголовное и другие отрасли права)  и частное (в основном гражданское) право. Хотя в римском праве такое деление было обозна­чено, публичное право в нем не развивалось.

Романо-германская школа права (коллектив ученых, придерживавшихся общих научных позиций) стала вос­полнять пробелы римского права и разрабатывать поня­тия власти

(в основном светской и духовной), суверени­тета (независимости государственной власти от любой другой), системы органов государства и их роли, поня­тия закона, правосудия и др., позже —  вопросы народ­ного представительства, выборов, гражданства и прав граждан и др. Положения, сформулированные средне­вековыми авторами, стали включаться в законы.

Развитие романо-германской правовой системы связа­но в первую очередь не с судебной практикой  (как в рас­сматриваемой ниже англосаксонской)  и не с комментари­ями толкователей священных текстов (как в мусульман­ском праве), а  с законодательством. Закон был и остается в  романо-германской системе главным источником права. Хотя первая писаная Конституция была принята в США (1787), именно романо-германской школой права были разработаны положения об иерархии законов (основной закон — конституция, органические законы, обыкновен­ные, чрезвычайные, издаются на основе и во исполнение конституции).

Позже, в XX в., была создана концепция особых органов судебного конституционного контроля, осущест­вляемого конституционными судами и другими анало­гичными органами (конституционный контроль со сторо­ны судов общей юрисдикции стал впервые осуществлять­ся в США). Эта школа разработала современную триаду разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная), учение о роли соответствующих органов, кон­цепцию регламентарной власти — право высших орга­нов исполнительной власти издавать акты, имеющие си­лу закона, если на это их уполномочивает конституция.

Судебная практика использовалась и используется для развития романо-германской системы права в неболь­шой степени, а в некоторых странах судебный прецедент (решение какого-либо «высокого» суда, которому должны следовать другие суды при рассмотрении аналогичных дел) вообще не применяется как источник правовой нор­мы. Комментарии юристов к законам публиковались и публикуются, но не считаются источником права, а ис­пользуются как обычные доктринальные (необязательные) разъяснения. Обычай играет незначительную роль. Если он приобретает длительный и устойчивый характер, его стремятся включить в закон или иные правовые акты.

Правовые традиции в романо-германской правовой системе соблюдаются, но их роль не очень велика: они за­меняются законом, если в этом возникает необходимость. Основой правовой идеологии в данной системе,  как и в англосаксонской, являются общечеловеческие ценности: свобода, равенство, права человека и гражданина, демо­кратия, народный суверенитет, политический и идео­логический плюрализм, местное самоуправление и др., а в последние десятилетия также социальное партнерство, социальная справедливость и др.

2.2 Исторический очерк

Прочитай текст, ответьте на вопросы:1.1.Когда стала складываться романно - германская правовая система?2.Что стало источником  права?

         Романо-германское право возникло в XII-XIII вв. в результате рецепции(усвоения) римского права странами континентальной Европы.  Ещё в раннефеодальных монархиях, образовавшихся на развалинах Западной Римской империи, сохранились элементы римской правовой культуры и законодательства, а для галло-римского населения создавались специальные сборники римского права, наибольшую известность из которых получил lex Romana Wisigothorum (breviarum Alarcianum), составленный в начале 6 в. при короле вестготов Аларихе II. Эти сборники вплоть до 11 в. оказывали заметное влияние на развитие феодального права Франции и других стран Западной Европы

          Основанием для рецепции в экономической сфере стали развитие торговли, ремесел, рост городов. Феодальные нормы, базирующиеся на идеях вассалитета укоренившейся в деревне, не соответствовали принципам самоуправления свободных, "вольных" городов. Им потребовалась другая система нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства и независимости участников рыночных отношений. Такой системой, наиболее отвечающей названным идеям, оказалось римское право. Первоначально социальной основой и сферой его применения в средневековой Европе было преимущественно городское население, однако через несколько веков, с изменением сельского уклада, земельных отношений в деревне зародившаяся в городах правовая система стала общенациональной, континентально-европейской.
         Кроме экономических причин существовали и социально-культурные предпосылки заимствования Европой римского права. Развитие здесь образования, искусства, культуры подготовило почву для восприятия римских юридических концепций, взглядов, понятий, конструкций. Важную роль в этом процессе сыграли университеты, где происходили изучение оригинальных римских текстов (школа глоссаторов), а затем их адаптация к условиям средневековья (школа постглоссаторов). Не случайно некоторые исследователи романо-германского права рассматривают его как "право разума", "право университетов". Университетские профессора активно занимались совершенствованием юридической доктрины, категориального аппарата, а позже - разработкой моделей, проектов важнейших законов, кодексов. В университетах получали образование судьи, прокуроры, адвокаты, содействовавшие в дальнейшем практическому применению римской юридической доктрины.
        Важной предпосылкой рецепции римского права явилось также благословение христианской церкви. В течение многих веков церковь негативно относилась к римскому праву, и потребовался авторитет Фомы Аквин-ского, чтобы преодолеть такое предубеждение. Организационное решение об отстранении церковной инквизиции от гражданских судебных процессов было принято еще ранее Четвертым собором в Латране (1215 г.)
      С XIII в. романо-германское право активно развивается, преодолевая государственные границы, и становится достоянием всей Европы, исключая островную Англию. В XVI-XVIII вв. процесс правового развития Европы приобретает новые формы. Становление наций и национальной государственности привнесло в него элементы правового национализма. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.
 3.1 Англосаксонская правовая система Прочитайте текст, ответьте на вопросы. 1Территория действия англосаксонской  правовой системы?Основной источник права и его роль?

Основы англосаксонской правовой системы были заложены в XI — XV вв. Британские колонисты перенесли ее в Северную "Америку, в другие колонии Азии, Африки, в Австралию  (Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Нигерия, Южно-Африканская Республика).

Она действовала там с изменениями наряду с «местным» правом. В отличие от романо-германской правовой системы англосаксонская система формировалась в условиях относительной феодальной централизации, поскольку завоеватели создали более централизованную систему управления. Роль централизующего фактора в праве взяли на себя королевские суды, считавшиеся центральными суда

 

ми. Их решения содержали общие правила, нормы, которым следовали другие суды при реше­нии аналогичных дел (правило судебного прецедента, которое окончательно утвердилось к XIX в.).

Роль закона в создании правовой системы была слабее, чем в романо-германской правовой семье, и, хотя теперь закон доминирует во всех странах англосаксонской системы, судебный прецедент сохраняет своё значение (особенно в самой Великобритании).

Рецепция римского права, которая в романо-германской системе являлась важнейшей основой ее формирования, в Великобритании (откуда пошла англосаксонская система) была гораздо слабее. Поэтому в англосаксонской системе сложилась своя терминология, свое деление на отрасли права. Деления права на публичное и частное в классическом понимании в англосаксонской системе нет. Основное деление права — это различие статутного права (законы), общего права (судебные прецеденты) и права справедливости (суды назначенного королем канцлера, решавшие дела по справедливости, если не было соответствующего закона или судебного прецедента или если закон и прецедент противоречили справедливости).

Правда, сейчас это деление даже в самой Великобритании реформируется: канцлерские суды включаются в общую систему судов.

Деление права на отрасли тоже своеобразно. По существу, не признается деление на гражданское, трудовое, земельное и т. д. право, различаются право собственности, обязательственное право и др. Нет деления норм на императивные (обязательные) и диспозитивные (дающие сторонам правовых отношений возможность выбора своего поведения). Не применяются многие важные для романо-германского права понятия: юридического лица, непреодолимой силы, препятствующей исполнению договора, и др.

Хотя теперь в странах англосаксонской системы (кроме Великобритании и Новой Зеландии) есть писаные конституции, понятия основного закона нет. В Великобритании все законы имеют одинаковую силу. Комментарии юристов, особенно труды выдающихся английских юристов, могут выполнять роль источника права: в обоснование своих решений суды ссылаются на них.

_ Кодификации правовых норм в англосаксонской системе не придается такого значения, как в романо-германской. В самой Великобритании кодексы отсутствуют. В других странах они есть, но по отдельным вопросам. Обычно издаются не кодексы, а законы по наиболее важным вопросам (о собственности, о наследовании и др.). Особенности имеют судебная система и процесс судопро­изводства. Судебную систему возглавляют верховные суды общей юрисдикции. Отсутствует целостная система специализированных судов, хотя некоторые ее элементы заменяют отчасти трибуналы (их ранг ниже, чем у судов), созданные при соответствующих учреждениях из государ­ственных служащих и представителей общественности. По некоторым вопросам нельзя обращаться в суд, если дело предварительно не рассматривалось трибуналом. Правда, в США, Австралии есть и специальные суды. В некоторых штатах США не только уголовные, но и гражданские дела рассматривает коллегия в составе судьи и 12 (иногда до 24) присяжных заседателей.

Для англосаксонской системы характерен высокий статус судей и судебной власти, он не ниже законодательной и исполнительной государственной власти. В правосознании народа высоко ценятся традиции. Многие учреждения (сама монархия, кабинет министров, тайный совет), правовые понятия существуют по традиции.

Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024