Мои любимые романы и повести о Великой Отечественной войне
Со дня великой победы идет восьмой десяток лет. Почти не осталось в живых тех, благодаря кому стала возможной наша мирная жизнь. Тем, кто воевал под Москвой в 41-м и 75 лет назад бился за Сталинград, кто прошагал пол-Европы и взял Берлин, тяжело вспоминать о том, что им пришлось пережить в те страшные годы.
Книги писателей-фронтовиков сохранили в себе всю боль утрат и радость победы. Читая их, мы погружаемся в горькое прошлое нашей страны и заново учимся помнить о том, о чем забывать нельзя.
Живые и мертвые. Константин Симонов
«Незаменимых нет. Верно, нет — все так. Но ведь и заменимых тоже нет. Нет на свете ни одного заменимого человека»
О военном корреспонденте Константине Симонове многие фронтовики узнали благодаря его стихотворению «Жди меня и я вернусь». По долгу службы он объездил весь фронт и даже присутствовал при подписании Германией акта о безоговорочной капитуляции.
Роман-эпопея «Живые и мертвые» стал одним из главных трудов жизни писателя. Сюжет, охватывающий события от начала войны до ее перелома под Москвой, вырос из небольшого очерка «Горячий день» о подвиге 388-го стрелкового полка, истребившего за сутки 39 немецких танков под Могилевом. Для Симонова это был первый бой в его жизни. Много позже в своем завещании он попросит развеять его прах на том самом Буйничском поле, где впервые встретились два героя «Живых и мертвых» — генерал Серпилин и корреспондент Синцов.
Многим запомнились герои Симонова в исполнении Анатолия Папанова и Кирилла Лаврова в фильмах Александра Столпера «Живые и мертвые» и «Возмездие». Последний снят по второй части трилогии «Солдатами не рождаются», посвященной Сталинградской битве. Завершается цикл книгой «Последнее лето», которая пока не экранизирована.
Горячий снег. Юрий Бондарев
«За неуспех и успех на войне надо платить кровью, ибо другой платы нет»
Первый бой Юрия Бондарева был на Сталинградском фронте. Суровой зимой 1942 года командир минометного расчета был ранен и получил обморожение, но выжил и впоследствии участвовал в освобождении Киева. Сейчас автору военной прозы и множества сценариев к фильмам (в том числе по его повести «Батальоны просят огня») уже 94.
В романе ярко и реалистично описано сдерживание танков Манштейна, прорывающихся к окруженной советскими войсками армии Паулюса. Это одно из важнейших сражений Сталинградской битвы, в котором участвовал и сам Юрий Васильевич. Всего за два дня на линии огня перед читателем раскрываются очень разные персонажи: через отношения лейтенанта Кузнецова с Дроздовским, с генералом Бессоновым и с санитаркой Зоей. Смерть здесь показана со всей прямотой и непосредственностью, а воспоминания героев и их размышления, не прерываемые голосом автора, всё больше напоминают нам о ценности жизни.
Сотников. Василь Быков
«Но те, кто только и жаждет любой ценой выжить, заслуживают ли они хотя бы одной отданной за них жизни?»
В июне 1941 года Василь Быков еще только сдавал экзамены за 10-й класс, а в армию был призван уже после оборонных работ на Украине и учебы в железнодорожной школе. Артиллерийский командир сражался за Кривой Рог, Знаменку, участвовал в освобождении Румынии. Во время Кировоградской операции он был тяжело ранен и даже по ошибке записан погибшим.
Герои книг Василя Владимировича часто не только сражаются за Родину, но и решают сложные моральные дилеммы. Автора интересует не столько вопрос выживания или победы, сколько проблема человеческого поступка в нечеловеческих условиях. Партизаны Сотников и Рыбак в его повести оказываются перед непростым выбором: предать и выжить или же погибнуть честными людьми. Здесь Быков не спешит давать однозначные ответы. А вот в фильме «Восхождение» Ларисы Шепитько акценты расставлены более четко: в знакомом сюжете появляются библейские мотивы, Сотников (Борис Плотников) кажется святым, а Рыбак (Владимир Гостюхин) превращается в настоящего Иуду.
В окопах Сталинграда. Виктор Некрасов
«Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. Маленький, еще дымившийся окурок. И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. Страшнее разрушенных городов, распоротых животов, оторванных рук и ног. Раскинутые руки и окурок на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас — смерть»
До войны Виктор Некрасов успел поработать и актером, и художником театра, но несмотря на бронь, полагавшуюся артистам в то время, все-таки смог попасть на фронт. Сапер Некрасов воевал с первых дней 1941 года и дошел до Польши, где был серьезно ранен и, в итоге, демобилизован.
Повесть «В окопах Сталинграда», появившаяся в 1946 году, стала первой книгой, в которой автор осмелился поделиться настоящей «окопной правдой». За это ее сразу же полюбили читатели и очень активно начали ругать критики. В «принижении подвига народа» писателя обвиняли ровно до тех пор, пока история лейтенанта Керженцева самым неожиданным образом не получила Сталинскую премию.
Вскоре по мотивам повести Александр Иванов снял фильм «Солдаты» с участием еще молодого Смоктуновского (кстати, сам Некрасов сыграл пленного немца). Многие жесткие моменты были смягчены и в целом картина вышла удачной, но все-таки довольно быстро отправилась на полку по идеологическим причинам, даже с призом Всесоюзного фестиваля и без единого упоминания о Сталине.
Мой лейтенант. Даниил Гранин
«Смерть перестала быть случайностью. Случайностью было уцелеть»
Военная биография Даниила Гранина противоречива. Исследователи сходятся лишь в том, что к концу 1941 года Даниил Александрович был уже дважды ранен на Ленинградском фронте, куда ушел добровольцем.
В романе «Мой лейтенант» война — это не только страшный эпизод из истории, это состояние сознания. Читатель узнает об окопной жизни солдат под Ленинградом и обо всех послевоенных испытаниях города на Неве от молодого лейтенанта и от старика, вспоминающего свое прошлое. Становится ясно, что это два абсолютно разных человека, по-разному смотрящих на жизнь. Один — дерзкий и романтичный — привык сражаться, не рассуждая. Другой — мудрый и знающий цену жизни — перестал видеть в каждом немце врага и начал докапываться до сути происходящего. Чтобы как-то примирить их друг с другом, вероятно, и была создана эта книга.
Момент истины. Владимир Богомолов
«Война — это не просто кто кого перестреляет. Война — это кто кого передумает»
Владимир Богомолов начал войну добровольцем в сражениях под Москвой, а с 1944 года уже служил в контрразведке. Он стал одним из первый авторов, благодаря которым читатели узнали о работе СМЕРШа — обросшей легендами организации, занимавшейся поиском, ликвидацией и перевербовкой вражеских агентов за линией фронта.
Его роман «Момент истины», более известный по названию «В августе сорок четвертого», переведен более чем на 50 языков. При создании произведения использовались профессиональный жаргон разведчиков, реальные факты и подлинные документы: были изменены лишь фамилии офицеров и названия населенных пунктов, а также изъята вся служебная информация. Оперативники из группы капитана Алёхина сами рассказывают о себе и о том, как они в кратчайшие сроки выследили нацистских шпионов в недавно освобожденной Белоруссии и добились от них «момента истины».
Огромному числу зрителей полюбился фильм Михаила Пташука «В августе сорок четвертого» с Евгением Мироновым и Владиславом Галкиным. В год 75-летия СМЕРШа картину решили переснять: режиссер Олег Погодин начнет работу на студии Тимура Бекмамбетова уже этим летом.
Убиты под Москвой. Константин Воробьёв
«Что же ты сердце? Куда ты? Ну, замри на минуту, останови ночь! Ты знаешь ведь, сердце: мы мало жили... Слышишь, мое сердце? Знаешь? Я хочу жи-и-ить!!!»
Будучи на службе в РККА с 1938 года, Константин Воробьёв в декабре 1941-го попал в плен и прошел весь ад лагерей для военнопленных. Дважды бежал, был партизанским командиром.
Повесть «Убиты под Москвой» об обреченных на смерть кремлевских курсантах впервые появилась в журнале «Новый мир» стараниями Александра Твардовского. Печаталась она с большим количеством цензурных правок и одним из критиков-сталинистов, Николаем Лесючевским, была названа «клеветнической» за ту неприглядную правду о войне, что показал автор. По сюжету, 240 юных товарищей Алексея Ястребова пытаются выстоять в неравном бою под деревней Лотошино. Против них, вооруженных лишь самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с зажигательной смесью — немецкие автоматчики, минометы, бомбардировщики и танки.
По мотивам повести позднее вышли два фильма — «Экзамен на бессмертие» Алексея Салтыкова и «Это мы, Господи!» Александра Итыгилова. Последний позаимствовал название у другой повести Воробьёва — о его пребывании в плену.
«Судьба человека», Михаил Шолохов Пронзительное произведение основано на реальной истории, которую Шолохову поведал случайный знакомый. Главный герой – фронтовик Андрей Соколов, очутившийся в плену врага после ранения. Шолохов показывает нам всю гамму чувств, демонстрируя всевозможные характеры людей, цель которых – выжить. Одни пленные проявляют невероятное благородство, другие же паразитируют на горе товарищей и предают своих же ради поблажек от немцев. Вырвавшись, наконец, на свободу, Соколов узнает, что вся его семья погибла. Война прошла, наступил долгожданный мир, но в душе осталась пустота. Повстречав осиротевшего мальчонку, мужчина усыновляет его, даруя и ребенку, и самому себе надежду на новую жизнь. Судьба человека
«Повесть о настоящем человеке», Борис Полевой Некогда одна из самых известных книг о войне, знакомая каждому школьнику, в последнее время пылится на полках опустевших библиотек. С магазинных прилавков ее вытеснили красочные издания историй о вампирах да волшебниках. Современные дети о ней слышали, да мало кто читал. Причина в том, что повесть в первую очередь советская, о советском человеке, о советском героизме – для советского читателя. Кто-то назовет ее пропагандистской, однако же она просто отражает реалии своего времени, те настроения минувших лет. Прочесть ее, безусловно, стоит, поскольку в основу сюжета легла реальная история летчика А. Маресьева. Повесть о настоящем человеке
«Дожить до рассвета», Василь Быков Печальное произведение белорусского автора являет перед взором читателя всю глубину душевных переживаний одного человека. Да, он всего лишь маленькая шестеренка в гигантской машине войны, но его действия способны если и не остановить ее безжалостный механизм, то существенно замедлить. Герой выполняет опасное задание ценой собственной жизни, осознанно жертвуя собой во имя грядущей победы. Дожить до рассвета
«Они сражались за Родину», Михаил Шолохов Подобно Гоголю, Шолохов сжег продолжение своего романа. Однако и первой части достаточно, чтобы до глубины души проникнуться тяготами солдат пехоты. Измученные бесконечными сражениями и слишком частыми поражениями, герои сломлены и телом, и духом. Они глохнут из-за контузий, недоедают, не высыпаются, то и дело возвращаются думами к родному дому. Вот только и там не все хорошо: у многих солдат семейные неурядицы, усугубившиеся из-за войны. Некоторые уже и вовсе не верят в победу, но находят в себе силы вновь и вновь идти в атаку. Они сражались за родину
«Дорогой мой человек», Юрий Герман Герман необычайно детально описывает судьбу своего главного героя. Владимир Устименко – человек с большой буквы, избравший профессию, крайне важную в мирное время и просто бесценную в военные годы. Володя – талантливый хирург, несущий непосильную ношу, сутками спасая израненных солдат. Да, такие как он не направляли горящие самолеты на склады нацистов. Медики не убивали врага, они спасали жизни наших ребят, внося посильную лепту в общее дело. Немаловажную роль занимает любовная линия с непревзойденной сценой, где Володя оперирует Варю. Измотанный бесконечными сменами, он не сразу понимает, что перед ним тяжело раненная возлюбленная. По мотивам трогательного романа был снят замечательный фильм с Алексеем Баталовым в роли Устименко. Дорогой мой человек
«Щит и меч», Вадим Кожевников Роман о необычайно сложной жизни советского разведчика, вынужденного скрывать свою истинную биографию, притворяясь одним из немецких офицеров. Александр Белов выдает себя за Иогана Вайса, чтобы внедриться в стан врага и получить доступ к ценным сведениям, способным склонить чашу весов на сторону СССР. Такая работа, разумеется, сказывается на характере и мировоззрениях главного героя. Мы видим, как из одухотворенного романтика Белов превращается в хладнокровный инструмент разведки. Щит и меч
«Семнадцать мгновений весны», Юлиан Семенов Когда речь заходит о роли шпионов в военное время, сразу вспоминается великий фильм «Семнадцать мгновений весны» с Тихоновым в главной роли. Эпичный сериал был снят по мотивам романа Семенова, повествующего о разведчике Максиме Исаеве, работающем в Службе безопасности рейхсфюрера СС (где все считают его Штирлицем – истинным арийцем). Роман интересен тем, что описывает закулисные игры вышестоящих военных. Многие книги изображают всех немцев, как обезумевших садистов, жадных до наживы. Семенов же не побоялся пойти наперекор ожиданиям советских властей и показал, что среди немцев тоже были люди. Были ученые, мешавшие Гитлеру создать чудовищное оружие, хотя за это им грозили страшные пытки и даже смерть. Были интеллектуалы, спасавшие запретные шедевры искусства. Были священники, укрывавшие врагов Рейха в своих домах. И многие, многие другие чудесные люди, ценившие жизнь и мир. Семнадцать мгновений весны
«Ночевала тучка золотая», Анатолий Приставкин Обычно книги о войне содержат описания боевых действий, рассказывая о сложностях взрослых. Однако не стоит забывать о той категории населения, которая (в отличие от тех самых взрослых) никоим образом не несет ответственности за все военные ужасы. Речь о детях – сопутствующих жертвах, попавших под скрипучие колеса войны. Их родители гибнут, государство о них на время «забывает», решая более насущные вопросы. А эти мальчишки и девчонки рыщут по разрушенным улицам в поисках скудного пропитания. Их еще недавно ясные глаза смотрят на мир разочарованно, а сердца полны боли. Приставкин смело показал жизнь сирот, пострадавших не только от нацистов, но и от политики местной власти. Ночевала тучка золотая
«Сын полка», Валентин Катаев И снова печальное произведение о детях на войне. Во времена работы полевым корреспондентом, Катаеву доводилось встречать необычных сирот, росших на попечении армии. Таким образом, к нему пришла идея создания книги о сыне полка – одиноком мальчугане, найденном в окопах советскими солдатами. Повесть о Ванечке Солнцеве заставляет давиться слезами от нахлынувших чувств. Солдаты действительно относятся к мальчику, как к родному сыну – кормят его, шьют одежду по росту. Особенно трогательна сцена прощания разведчиков с Иваном, когда они (будто отцы и братья) собирают мальчика в дальний путь, укладывая в его торбочку мыло, хлеб и погоны погибшего офицера. Сын полка
«Стихи о войне», Булат Окуджава Говоря о произведениях, от прочтения которых по телу пробегает дрожь, сложно обойти стороной военную поэзию Булата Окуджавы. Его исполненные боли стихи необычайно трогательны, они цепляют какую-то струнку в душе каждого человека, заставляя рыдать даже тех, кому посчастливилось не застать войны. С отеческой мудростью обращается автор к нам, пробудив в нас благородство духа, научив сопереживанию. Я помню, с каким трудом в школе мы читали наизусть «Ах война, что ты сделала, подлая…»: стоишь у доски, произнес строчку – а вот уже к горлу подкатил ком и ты стыдливо опускаешь глаза, чтобы одноклассники не засмеяли за чрезмерную чувственность. Но что это? Зашмыгали носы, зашуршали платки – весь класс рыдает! Спасибо Булату за эту невероятную способность смягчать сердца сквозь время и пространство. Стихи о войне Ненависть никогда не делала людей счастливыми. Война – это не просто слова на страницах, не просто красивые лозунги. Война – это боль, голод, раздирающий душу страх и… смерть. Книги о войне – прививки от зла, отрезвляющие нас, удерживающие от опрометчивых поступков. Давайте же учиться на ошибках прошлого, читая мудрые и правдивые произведения, чтобы избежать повтора жуткой истории, дабы мы и грядущие поколения могли созидать прекрасное общество. Где нет врагов и любые споры можно уладить беседой. Где не хоронишь родных, воя от тоски. Где всякая жизнь – бесценна… От каждого из нас зависит не только настоящее, но и далекое будущее. Всего лишь надо – наполнить свое сердце добротой и увидеть в окружающих не потенциальных врагов, а таких же, как и мы людей – с дорогими сердцу семьями, с мечтой о счастье. Помня о великих жертвах и подвигах предков, мы должны бережно хранить их щедрый дар – жизнь без войны. Так пусть же небо над нашими головами всегда будет мирным!
Ананьев, А. Танки идут ромбом В романе Анатолия Ананьева «Танки идут ромбом» художественно отображены события, происшедшие на одном из участков Воронежского фронта впервые дни Курской битвы. Писатель с большой эмоциональной силой с вершины нашего Сегодня рассказывает о том, что он видел и пережил на восемнадцатом году своей жизни. Отлично зная фронтовую жизнь, автор не пошел по проторенному пути изображения так называемой «окопной правды». Суровый показ фронтового быта он талантливо сочетает с глубоким осмыслением описываемых событий. Герои повести – командир взвода лейтенант Володин, командир роты капитан Пашенцев (несправедливо разжалованный полковник), командир артиллерийского полка подполковник Табола и др. – это остро чувствующие и интересно мыслящие люди, их судьбы органически связаны с прошлым и будущим Родины.
Бек, А. А. Волоколамское шоссе Александр Бек с октября 1941 года в качестве военкора находился в войсках, оборонявших Москву на Волоколамском направлении. Здесь в январе 1942 года под впечатлением от пребывания в дивизии генерала И. Панфилова родился замысел главной книги А. Бека о войне – тетралогии «Волоколамское шоссе», состоящей из взаимосвязанных, но имеющих самостоятельное значение повестей. Повести посвящены героическому подвигу батальона панфиловцев, стойко и мужественно защищавших Москву суровой осенью 1941 года.
Бондарев, Ю. Батальоны просят огня Повесть Ю. Бондарева «Батальоны просят огня» рассказывает о боях в первые дни форсирования Днепра, об офицерах и солдатах, оказавшихся в сложной обстановке на небольшом захваченном ими плацдарме. В штабе армии отменен приказ о прорыве. Оказавшиеся в окружении противника батальоны остаются без огневой поддержки. Солдаты стоят насмерть. Прорваться к своим удается немногим. Писатель с предельной достоверностью рисует суровый быт и детали войны, батальные сцены, воссоздает захватывающий и вместе с тем естественный драматизм ситуации.
Васильев Б., . «А зори здесь тихие». Многим известен этот роман по великолепной, неповторимой экранизации, которую с удовольствием и каждый раз со слезами пересматривает вот уже не одно поколение. Баллада, легенда о юных зенитчицах была опубликована журналом «Юность» в 1960 году. Девичья бригада во главе со старшиной противостоит в неравной схватке вражеским диверсантам. В событиях 1942 года погибают все, кроме командира. Это тонкое психологическое произведение, в котором показано мастерски как любовь, красота и смерть не просто ходят рядом, а пересекаются друг с другом. Борис Васильев – классик русской литературы. Его знаменитые произведения: «Завтра была война», «В списках не значился» (упомянутый выше), «Не стреляйте в белых лебедей» и другие пополнили золотой фонд литературы. А зори здесь тихие
|
Высоцкий, В. С. Не вышел из боя: [стихи, песни, проза] / В. С. Высоцкий ; [вступ. ст. А. Чаплыгина].
В сборнике представлены в том числе стихи Владимира Высоцкого, легшие в основу его песен. Необычно и ярко поэтом представлена военная тематика в песнях о Великой Отечественной войне. Точность и образность языка, искренность автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни (даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой Высоцкому было всего 7 лет) — хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей.
|
Ильина, Е. Четвертая высота «Четвертая высота» – история короткой жизни Гули Королевой. Девушку, о которой написана книга, Е. Ильина знала, когда была ребенком, знала ее школьницей-пионеркой, комсомолкой, приходилось встречать Гулю Королёву и в дни Отечественной войны. А то в ее жизни, чего автору не удалось увидеть самой, восполнили рассказы ее родителей, учителей, подруг, вожатых, боевых товарищей. Все это помогло Е. Ильиной узнать и будто увидеть своими глазами всю Гулину яркую и напряженную жизнь, представить себе не только то, что она говорила и делала, но также и то, что она думала и чувствовала. Книга основана на реальных событиях.
Казакевич, Э. Г. Звезда ; Сердце друга [Текст] Эммануил Генрихович Казакевич пишет о самых трудных и драматичных эпизодах Великой Отечественной войны. «Звезда» – позывные группы войсковых разведчиков, ушедших в рейд по вражеским тылам, чтобы ценой своих жизней добыть сведения о танковой дивизии СС. «Сердце друга» – лирико-драматическая повесть о боевой жизни и счастливой любви.
Медведев, Д. Н. Сильные духом В книге прославленного командира партизанских отрядов Героя Советского Союза Дмитрия Николаевича Медведева рассказывается о бесстрашных рейдах народных мстителей, в глубоком тылу врага громивших немецко-фашистских захватчиков на Брянщине и в лесах Западной Украины в 1941–1944 годах
Пикуль, В. С. Барбаросса : роман-размышление -
Последний, так и не законченный роман Валентина Пикуля, которому предстояло стать первым томом грандиозной дилогии о Великой Отечественной войне «Площадь Павших борцов». Сталинградская эпопея под гениальным пером Пикуля предстает не просто подвигом, совершенным советскими воинами, но — «сплетением стратегии с политикой», событием, «влияние которого сказалось во всем мире»..
Пикуль, В. С. Мальчики с бантиками
«Мальчики с бантиками» – автобиографическая повесть о жизни обитателей Соловецких островов в стенах Школы юнг, где автор выступает в роли главного героя под именем Савки Огурцова. Мальчишки из Школы юнг с Соловецких островов... Их юность пришлась на «сороковые роковые» – годы Великой Отечественной войны. Многие из них прямо со школьной скамьи ступили на палубы боевых кораблей, – а мечтали об этом все. Они связали свою судьбу с морем еще в том возрасте, когда их сверстники только-только подумывают о выборе будущей профессии. Какими они были? Как жили? Как сбылись их надежды? Юнгам с Соловецких островов посвящена знаменитая, увлекательная повесть Валентина Пикуля.
Пикуль, В. С. Реквием каравану PQ-17 В основу романа «Реквием каравану PQ-17» положен один из подлинных эпизодов второй мировой войны - гибель каравана англо-американских судов, шедших с ценным грузом в Мурманск. Наряду с изображением мужества советских, английских, американских моряков, сражавшихся с фашистами в Заполярье, автор стремился раскрыть и политические причины произошедшей в 1942 году трагедии в Атлантике.
Твардовский А. «Василий Теркин». Казалось бы, война никак не вяжется с улыбками и смехом, с развеселыми песнями хором. Однако же Твардовскому удалось показать, что даже в самые трудные минуты можно сохранить в сердце своем детскую веру в светлое будущее. Более того, жизненно важно этой самой веры не терять, шутить, дурачиться и строить планы на день грядущей – все перечисленное помогает выстоять даже в самом суровом бою. Чего стоит одна только глава «Орден», где бравый солдат представляет, как завоюет сердце какой-нибудь красавицы, заявившись на гулянья в сельском клубе. Читая строки поэмы о Василии Теркине, смеешься сквозь слезы. Ах, сколько таких вот славных парней полегло на поле брани… Василий Теркин
Фадеев, А. А. Молодая гвардия
Роман «Молодая гвардия» – классическое произведение социалистического реализма. В основу романа легла героическая деятельность подпольной молодежной организации «Молодая гвардия». В книгу вошли повесть «Разлив» и рассказы «Рождение Амгульского полка», «Один в чаще».
Чаковский, А. Б. Роман «Блокада» посвящен обороне Ленинграда. Первые испытания героев на мужество и верность Родине, события в самой широкой взаимосвязи – от напряженных совещаний в Ставке Верховного Главнокомандующего до организации народного ополчения – составляют сюжетное содержание романа, многопланового повествования о героическом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны.
|