Чем отличаются примеры от аргументов?
После ЕГЭ можно услышать от выпускников :
Я написал подробные ответы на задание 19 и 20, а мне за них не дали баллы! Помогите написать апелляцию.
При рассмотрении PDF с ответами понимаешь, что баллы сняли заслуженно.
В чём проблема?
Суть проблемы сформулирована Т.Е. Лисковой в Методических рекомендациях для учителей, которые ежегодно публикуются на сайте ФИПИ с подробным анализом ЕГЭ текущего года:
Рисунок 1. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2022 года по обществознанию. - С. 18. (См. сайт ФИПИ)
Задание 19
Прочите задание № 19:
Рисунок 2. Демоверсия 2023 (См. сайт ФИПИ)
В качестве зрительной основы (при разборе задания) предлагаю майнд-карту:
Рисунок 3. Интеллект-карта составлена автором Светланой Романович
Для составления примеров необходимо помнить суть самого задания и понимать, что предложение должно быть распространённым.
Важно пояснить ученикам, что вопросы (представленные на рис. 3) не для синтаксического разбора предложения, а для моделирования примеров.
Рисунок 4. Пример из демоверсии 2023 (См. сайт ФИПИ)
Надеюсь, что тренировочные таблицы не будут использоваться при ответе на ЕГЭ. Их задача научить учащихся моделировать примеры.
Задание № 19 оценивается в три первичных балла:
Рисунок 7. Система оценивания задания № 19 (см. демоверсию 2023 на сайте ФИПИ)
За каждый правильно составленный пример дают один первичный балл.
Задание № 20
В демоверсии 2023 года задание № 20 формулируется так:
Рисунок 8. Демоверсия 2023 (См. сайт ФИПИ)
Часто выпускники не видят разницу между аргументами и примерами, поэтому вновь предлагаю интеллект-карту:
Рисунок 9. Интеллект-карта составлена автором
Прошу учеников найти отличительные черты. Провожу подробный сравнительный анализ двух заданий:
Рисунок 10. Материал из методических разработок автора
Детально разбираем отличительные черты:
Рисунок 11. Материал из методических разработок автора
Только после теоретического разбора принципа решения переходим к отработке вариантов ответов из демоверсии.
Но разбираем примеры через заполнение таблицы:
Рисунок 12. Материал из методических разработок автора
Задание № 20 позволяет получить на ЕГЭ три первичных балла:
Рисунок 13. Демоверсия 2023 (См. сайт ФИПИ)
За каждое правильно сформулированное суждение (аргумент) дают один первичный балл.
Следует запомнить, что с прошлого года в ЕГЭ не нужно писать больше ответов, чем требуется в задании, так как (см. рис 13.) можно потерять баллы.
На следующем уроке проводим практическую работу по закреплению материла на конкретных примерах.