15.12
5 способов создать свой банк примеров для ЕГЭ по обществознанию
Каждый раз, когда знакомлюсь с результатами ЕГЭ по обществознанию, узнаю с печалью, как мало учеников (меньше трети в 2017 году!) способны иллюстрировать примерами свои рассуждения в мини-сочинении. И хотя критерии оценивания прямо указывают на источники примеров, проблемы возникают прежде всего с подбором самих фактов. Это могут быть факты истории, ситуации из литературных произведений и даже примеры из личного опыта. Казалось бы, все эти источники — вот они, под руками. Ан нет. Мне, как репетитору, постоянно приходится акцентировать внимание учеников на факты, которые, оказывается, как камушки, разбросанные под ногами: только нагнись и подбери.
Самый лучший способ — создание банка примеров на каждую тему и каждодневное его пополнение. Примеров вроде много, разбросаны они везде, рождаются в процессе работы, учёбы, общения. А то и просто неожиданно возникают в голове. Нужно систематизировать их, чтобы получить хорошие баллы на экзамене.
1. Сначала внимательно изучите кодификатор
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников — один из документов, регламентирующих разработку КИМов. Он представляет собой перечень элементов обязательного минимума содержания среднего и основного общего образования по учебному предмету, в котором каждому элементу содержания присвоен собственный код. Проще говоря, это перечень тем, по которым составляются задания экзамена.
Вот, скажите, к какой теме кодификатора по обществознанию можно отнести такой исторический факт, как соляной бунт?
А медный бунт? Когда это вообще было? С трудом вспоминаете? А с такими школьными предметами, как история, география, литература вы дружите? Сколько нужной информации проходит мимо вас! Так вот, приучите себя обращать внимание на каждый факт. Со временем вы, может быть, запомните, как называются все восемьдесят три темы кодификатора по обществознанию. И уже непроизвольно будете обращать внимание на любую информацию, напоминающую о них. Добейтесь этого, и вы всегда вспомните нужный пример.
Постоянно носите с собой кодификатор. Услышали новость. Сверились с кодификатором. Есть тема такая? Значит, всё внимание на факт. Когда читаете учебник или решаете задания, то сразу выписывайте или копируйте примеры. Главное, не пропускайте ничего. А сколько примеров содержится в КИМах! Обратите внимание, когда решаете.
Выписывайте примеры из ключей в конце сборников типовых вариантов. Ничего придумывать не надо! Просто надо понимать, к какой теме кодификатора относится тот или иной факт. Невозможно предусмотреть, когда возникнет необходимость им воспользоваться. Но она возникнет! И ваши труды будут вознаграждены.
2. Не пренебрегайте новостной лентой
Сначала просто житейский совет. Проверен собственным опытом изучения обществоведения ещё в советской школе. Утром перед школой за завтраком включаете телевизор. Попадаете не на видеоклипы, а на канал «Россия 24».
Кладёте рядом кодификатор и прислушиваетесь. Оп! Услышали слово «инфляция», смотрим, есть в кодификаторе? Есть. Слушаем или смотрим уже внимательно.
О чём идёт речь в сюжете? О последствиях инфляции? О видах инфляции? О причинах инфляции? Запомните, всё это вас могут спросить на экзамене и ещё потребуют проиллюстрировать примерами. Вот так и я ещё школьником смотрел выпуск программы «Время», и у меня в голове запечатлевались наименования и полномочия органов власти в СССР. А вы хоть вспомните, как сейчас называется российский парламент? Не-а, не Государственная Дума. Особенно выпускники затрудняются в установлении связи той или иной государственной функции с соответствующей ветвью власти. Можно, конечно, выучить нужные статьи Конституции РФ, но более естественный и совсем не тягостный путь запоминания — через примеры. Прямо на уроках делайте обзор новостей из СМИ по определённой тематике. Я сам регулярно делаю репосты новостей ученикам во «ВКонтакте».
3. Поможет школьная программа по литературе
Примеры вы ведь приводите не только на уроках обществознания. Вы пишете сочинения по литературе и русскому языку, а ведь, заметьте, проблемы из книг часто пересекаются с обществоведческими темами.
Например, в обществознании есть тема «Мораль», и в сочинениях часто предлагают раскрыть проблему нравственности по произведениям художественной литературы. Положите рядом кодификатор по обществознанию и подумайте, к какой теме можно привязать тот или иной литературный аргумент. Нужно добиться узнаваемости факта.
Вот один из самых любимых моих литературных примеров. На одном таком монологе можно сформулировать не одну проблему (тему) обществознания. Устройте состязание: кто больше назовёт? Я начну первый: «Вишнёвый сад как фактор производства». Продолжите…
4. Попросите учителей проводить интегрированные уроки
Допустим, учителя обществознания и литературы одновременно в классе проводят урок. Один рассказывает о влиянии общества на природу, а второй предлагает выразить своё отношение к фразе Евгения Базарова о «природе как мастерской». Смотрите осовремененные театральные и кинопостановки русской классики, и вы поразитесь её вечной актуальности. Я практикую такой приём: темы школьных сочинений по литературе мы с учениками переформулируем ближе к современным социальным реалиям, превращаем их в обществоведческие.
Вспомните темы школьных сочинений по литературе. Многие из них могли бы стать основой для постановки социологических научных проблем. Составьте подборку тем по литературе, используя социологические понятия. Например, «Социальный конфликт в произведениях А. С. Пушкина». Посоревнуйтесь, кто больше сформулирует подобных тем. А теперь попробуйте снова написать сочинение по литературе, но используя обществоведческие понятия. Пусть их проверят и учитель литературы, и учитель обществознания.
Подозреваю, диалог между ними состоится любопытный.
5. Будьте активными по жизни
Больше общайтесь. С умными людьми разных профессий и интересов. Они, а не учебники, дадут вам примеры, факты, ситуации, то есть всё то, что вам пригодится во второй части экзамена. Введите традицию в семье ежедневно обсуждать с родителями новости: например, пить вечером чай и говорить о какой-то актуальной информации. Спорить.
Приводить аргументы. Принимайте активное участие в общественной жизни класса, школы, района. Займитесь волонтерской деятельностью. Приглашайте ветеранов на классные часы, организуйте ток-шоу после коллективного кинопросмотра, собирайте информацию для школьной газеты.
Невозможно сочетать успешное изучение курса обществознания и полное равнодушие к тому, что реально происходит в обществе
Помните, что российские образованные люди всегда отличались особой отзывчивостью к острейшим социальным вопросам их времени. От декабристов начала XIX века до шестидесятников века XX. Если в вас это заложено, то вы успешно сдадите экзамен по обществознанию.
Найдено на просторах Интернета .