Четверг, 21.11.2024, 09:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКАМ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 72
Гостей: 72
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКАМ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ

Основные подходы к  проведению Олимпиады по истории:

1)     сочетание разнообразных целей:

- стимулирование  интереса  учащихся к изучению предмета;

- выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучению истории;

- анализ уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления этих учащихся;

- накопление научно-методического опыта по развитию исторического образования, в том числе по переходу к профильному обучению в старших классах;

- содействие обмену опытом учебной работы по истории между педагогами;

- подготовка аналитических материалов по результатам олимпиады для учителей и методической службы.

Особо выделим цель – отбор учащихся-победителей для создания ими портфолио успешности ученика и, в конечном счете, формирования льготных условий поступления в профильные вузы (на факультеты);

2) формирование вертикали олимпиад: школьных – муниципальных(районных) – региональных – заключительного этапа Всероссийских с дифференциацией уровней заданий при сохранении общей логики и принципов состязаний;

3) поиск органического единства отражения в олимпиадных заданиях нормативных требований изучаемого школьного предмета и творческого характера олимпиады;

4) использование олимпиад для оценки успешности усвоения учащимися курса истории.

Результаты олимпиад, содержание заданий, их типы, характер требований, предъявляемых в ходе состязаний, отслеживаются педагогами, методистами, нередко родителями учащихся, становятся объектами изучения самими школьниками. Поэтому олимпиады все в большей степени играют роль информационного канала, через который, кроме прочего, осуществляется предъявление вузами своих критериев подготовленности абитуриента к получению высшего профессионального образования.

            Участник олимпиады по истории, начиная с  районного этапа, должен продемонстрировать не только соответствие стандартным требованиям к освоению материала школьного курса (т.е. знание фактов, владение специальной терминологией, понимание связей между явлениями и исторических закономерностей). От него также требуется умение сопоставлять факты, выявлять такие связи между ними, знания о которых выходят за рамки базового школьного курса истории. В качестве примера таких специфических умений можно назвать способность самостоятельно определить (естественно, примерно) время возникновения того или иного документа или художественного произведения, его происхождение. Участник олимпиады должен уметь работать с различными источниками информации (иллюстрациями, картами, схемами, диаграммами, таблицами, текстами исторических источников и др.).

 

Очень важно, чтобы задания позволяли также выявить начитанность, общий культурный уровень участников, уровень его социальной, исследовательской, коммуникативной компетентности.

 

При этом нужно учитывать, что участники, набравшие менее 50 % от максимального числа баллов, не могут стать победителями и, следовательно, не могут участвовать в следующем этапе олимпиады.

 

Основные типы олимпиадных заданий

Проверка соответствия готовности участников олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.

            Предлагаем перечень основных типов олимпиадных заданий, выработанных многолетней практикой олимпиад, с краткими комментариями к некоторым из них.

1. Тестовые вопросы с одним правильным ответом.

2. Тестовый вопрос с несколькими правильными ответами.

В отличие от простейшего вопроса задание нацелено на то, чтобы участник попытался рассмотреть определенное явление или эпоху с различных сторон. Например, зачастую участникам бывает непросто осознать, что те или иные политические деятели и деятели культуры – современники.

3. Ряды на определение принципа их построения.

4. Ряды «на включение» - «на исключение» элемента.

Тип заданий, очень близкий к предшествующему. Однако здесь зачастую возможны неожиданные ответы, являющиеся правильными не только по чисто формальному принципу.

5. Хронологические последовательности.

Участнику предлагается расставить в хронологическом порядке несколько событий.

6. Задания на соотнесение двух рядов данных.

Воплощая в себе все положительные черты предыдущего типа, такие задания не имеют присущих им недостатков. В качестве одного из рядов могут выступать даты событий.

7. Текст с пропусками (даты, персоналии, понятия и термины и т.п.).

8. Задания по работе с иллюстративными источниками.

Такие задания имеют определенную специфику. Желательно, чтобы работа участника не сводилась к простому «узнаванию» зрительного образа. Он должен мобилизовать все свои знания по истории, чтобы правильно ответить на заданные вопросы.

9. Задания на анализ карты.

10. Задания на анализ документов.

Самое важное в профессии историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию.  Такие задания являются одной из самых важных и творческих составляющих олимпиады. Участник должен атрибутировать, т.е. узнать документ, соотнести его с известными ему из курса событиями, ответить на связанные с этим вопросы.

Пример рекомендованного плана работы по работе с документом:

·         Постановка проблемы, характеристика описанного в источнике исторического момента

·         Характеристика источника и возможностей, которые он дает для освещения проблемы

·       Выводы. Оценка их значения для понимания события, процесса и т.д..

11. Значительно более сложный вариант подобного задания – задание, предполагающее историческую критику текста. «Отчет» участника о такой работе представляется в виде самостоятельно написанного текста, проекта.  Участники должны самостоятельно давать ответы на поставленные вопросы, опираясь на критический разбор, анализ текста исторического источника.

Может быть предложено проектное задание, например:

 

9-11 классы. Второй тур. Часть первая.

А.С. Пушкин писал: «Историей своей гордиться не только можно, но и должно».  Наша Россия в своем историческом прошлом имеет много ярких, незабываемых страниц, которые повествуют о победах в различных сферах жизни: победы военные, в области дипломатии, победы экономические и политические, победы духа россиян, победы в области литературы, искусства, науки, спорта… 

Представьте себе, что создается музей «Победы России». Вам необходимо составить экспозицию одного из ее залов.

Пофантазируйте! Подготовьте этот мини-проект в течение сравнительно небольшого времени (полтора астрономических часа). Для этого:

1) ответьте на вопрос: что вы понимаете под словами «Победа России»?;

2) обозначьте тему экспозиции зала (дайте хронологические рамки событий и явлений, о которых пойдет речь; назовите аспекты истории страны, которые найдут отражение в экспозиции;  сформулируйте название экспозиции);

3) определите цель, которую вы преследуете, предлагая посетителям данную тему. Какие чувства, размышления вы хотите вызвать у них?;

4) перечислите экспонаты зала:

- назовите их;

- опишите каждый из них; покажите, как они работают на раскрытие темы экспозиции;

- раскройте взаимосвязь экспонатов;

5) за короткое время вы не сможете рассказать более чем об одном зале нашего музея, а какие еще залы вы бы хотели в нем открыть? Дайте их названия так, чтобы было понятно, о чем идет речь.

Критериями оценки вашего задания, которыми будет руководствоваться жюри, являются:

1.     Осмысленность понимания того, что является победой России.

2.     Личностный характер выполнения задания, раскрытия собственной точки зрения в нем.

3.     Историческая точность и грамотность в выборе и названии темы экспозиции.

4.     Точность формулирования цели экспозиции.

5.     Соответствие подбора экспонатов теме экспозиции и ее цели.

6.     Научность в использовании исторических терминов и фактов истории при описании экспонатов.

7.     Общая композиция зала.

8.     Качество предложенных дополнительных тем (названия дополнительных залов музея)».

Одной из центральных тем олимпиады является обращение к государственной символике России.

Формирование соответствующих заданий на различных этапах олимпиады школьников по истории целесообразно по следующим содержательным направлениям:

- сущность официальных символов государства;

- герб, гимн и флаг России как символы исторической связи многих поколений ее жителей;

- Государственный герб России и гербы субъектов Российской Федерации через правила геральдики;

- изучение истории герба, флага, гимна России на разных этапах развития государства;

- рассмотрение сущности символики, отраженной в них;

- изучение символики субъекта Российской Федерации, в котором работает образовательное учреждение;

- показ правил формирования государственной символики;

-раскрытие порядка поведения граждан России по отношению к ее государственной символике;

- произведения литературы и изобразительного искусства о государственной символике России;

- неофициальные символы России: географические и природные; символы политической власти; духовные символы Отечества; символы отечественной культуры и науки.

Названное выше содержание может быть реализовано через, например, такие типы заданий:

- анализ сущностных элементов государственной символики через текст и изображение;

- сравнительная характеристика: современной государственной символики России и ее символики на предыдущих этапах развития российской государственности; государственной символики России и государственной символики других государств мира;

- выявление отражения в государственных символах истории государства, его структуры, целей и принципов, национальных традиций, особенностей хозяйства и природы страны, ментальности народа;

- работа с терминологией (составление понятийных рядов, заполнение пропусков и т.д.), отражающей государственные символы;

- изучение государственной символики как отражения вспомогательных исторических дисциплин;

- написание сочинения-эссе, отражающего личностного восприятие учащимися государственной символики, ее роли и значения в жизни страны и граждан;

- разгадывание специального кроссворда, отражающего терминологию и историю государственной символики;

12. Историческое эссе.

Участникам предлагается на выбор несколько высказываний историков или современников, относящихся к различным периодам русской истории, и предлагается высказать и аргументировать свою позицию по данному вопросу. Темы эссе должны охватывать основные периоды истории России с древнейших времен до современности и могут касаться различных ее аспектов (социально-экономическая, политическая история, история культуры, науки, общественной мысли) и представлять собой высказывания историков или современников событий с ярко выраженной личностной оценкой.

            При оценке эссе члены жюри  должны исходить из следующих критериев:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

6. Грамотность, логичность изложения, богатство языка, аккуратность.

В практике российской школы складывается такое представление о сущности учебного сочинения-эссе:

во-первых, речь идет о работе, которая определена конкретной темой или вопросом. Т.е. при написании сочинения-эссе непродуктивно давать учащимся вопрос, охватывающий широкий круг проблем;

во-вторых, сочинение-эссе требует личностного восприятия проблемы и ее осмысления. Эссе – жанр субъективный и тем особенно ценный, через эту работу может увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру, и, конечно, определить уровень его исторической подготовки;

в-третьих, сочинение-эссе характеризуется небольшим объемом;

в-четвертых, важной особенностью сочинения-эссе является свободная композиция. Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок;

в-пятых, сочинение-эссе характеризует непринужденность повествования;

в-шестых, отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Таким образом, эссе характеризует парадоксальность;

в-седьмых, при всей парадоксальности сочинения-эссе его непременной характеристикой является внутреннее смысловое единство, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренняя гармония аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора;

в-восьмых, эссе остается принципиально незавершенным – автор не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на полный, законченный анализ. Это – такая черта эссе как открытость.

Для организации работы учащихся по написанию сочинений-эссе целесообразно обратить внимание на наиболее распространенные их классификации:

-с точки зрения содержания эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.;

-с позиций композиционных особенностей они делятся на: описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.;

-по степени представления личностной позиции автора проводится деление на личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.

Принципиальным является проблема критериев оценивания сочинения-эссе, подготовленного школьником.

 При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;

2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне, с корректным использованием исторических понятий в контексте ответа;

3) аргументация своей позиции с опорой на факты истории, концепции исторического развития и т.д.

Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что при выборе темы важно ответить себе на целый ряд вопросов:

- интересна ли эта тема для меня?

- понимаю ли я смысл темы?

- обладаю ли я знаниями и умениями для того, чтобы ее раскрыть?

- если нет, то, что необходимо сделать для решения вопроса в положительном  смысле?

- как я отношусь к высказанному в теме (согласен, не согласен, частично согласен)?

Важно настроить учащегося на то, что при раскрытии темы целесообразно обратиться к различным точкам зрения на проблему или различным подходам к ее решению, показать многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.

В завершении приведем краткую памятку по критериям оценивания сочинения-эссе (она в адаптированном виде может быть использована в школе), которая была выработана центральной предметно-методической комиссией всероссийских олимпиад школьников по истории.

 

Критерии оценивания сочинения-эссе на Всероссийской олимпиаде

ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА

1. Знание исторических фактов.

2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).

3. Аргументированность суждений и выводов.

4. Знание историографии проблемы, мнений историков.

5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.

6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

1. Умение в краткой форме представить главные положения работы, ее цели.

2. Ответы на вопросы (аргументация, доказательность, точность).

3. Включение в устное выступление дополнительных аспектов темы.

РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ

1. Самостоятельность суждений.

2. Корректность и доказательность оценки рецензируемой работы.

3. Точность вопросов, связь с главной темой.

 

 

 

 

Региональное жюри Олимпиады по истории желает Вам УСПЕХА!

Из материалов сайта http://www.proshkolu.ru/

Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024