РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКАМ ОЛИМПИАДЫ ПО ИСТОРИИ
Основные подходы к проведению Олимпиады по истории:
1) сочетание разнообразных целей:
- стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
- выявление школьников, проявляющих интерес и особые способности к изучению истории;
- анализ уровня подготовленности, широты социально-гуманитарного кругозора и мышления этих учащихся;
- накопление научно-методического опыта по развитию исторического образования, в том числе по переходу к профильному обучению в старших классах;
- содействие обмену опытом учебной работы по истории между педагогами;
- подготовка аналитических материалов по результатам олимпиады для учителей и методической службы.
Особо выделим цель – отбор учащихся-победителей для создания ими портфолио успешности ученика и, в конечном счете, формирования льготных условий поступления в профильные вузы (на факультеты);
2) формирование вертикали олимпиад: школьных – муниципальных(районных) – региональных – заключительного этапа Всероссийских с дифференциацией уровней заданий при сохранении общей логики и принципов состязаний;
3) поиск органического единства отражения в олимпиадных заданиях нормативных требований изучаемого школьного предмета и творческого характера олимпиады;
4) использование олимпиад для оценки успешности усвоения учащимися курса истории.
Результаты олимпиад, содержание заданий, их типы, характер требований, предъявляемых в ходе состязаний, отслеживаются педагогами, методистами, нередко родителями учащихся, становятся объектами изучения самими школьниками. Поэтому олимпиады все в большей степени играют роль информационного канала, через который, кроме прочего, осуществляется предъявление вузами своих критериев подготовленности абитуриента к получению высшего профессионального образования.
Участник олимпиады по истории, начиная с районного этапа, должен продемонстрировать не только соответствие стандартным требованиям к освоению материала школьного курса (т.е. знание фактов, владение специальной терминологией, понимание связей между явлениями и исторических закономерностей). От него также требуется умение сопоставлять факты, выявлять такие связи между ними, знания о которых выходят за рамки базового школьного курса истории. В качестве примера таких специфических умений можно назвать способность самостоятельно определить (естественно, примерно) время возникновения того или иного документа или художественного произведения, его происхождение. Участник олимпиады должен уметь работать с различными источниками информации (иллюстрациями, картами, схемами, диаграммами, таблицами, текстами исторических источников и др.).
Очень важно, чтобы задания позволяли также выявить начитанность, общий культурный уровень участников, уровень его социальной, исследовательской, коммуникативной компетентности.
При этом нужно учитывать, что участники, набравшие менее 50 % от максимального числа баллов, не могут стать победителями и, следовательно, не могут участвовать в следующем этапе олимпиады.
Основные типы олимпиадных заданий
Проверка соответствия готовности участников олимпиады требованиям к уровню их знаний, пониманию сущности изучаемых событий и процессов, умениям по предмету через разнообразные типы заданий.
Предлагаем перечень основных типов олимпиадных заданий, выработанных многолетней практикой олимпиад, с краткими комментариями к некоторым из них.
1. Тестовые вопросы с одним правильным ответом.
2. Тестовый вопрос с несколькими правильными ответами.
В отличие от простейшего вопроса задание нацелено на то, чтобы участник попытался рассмотреть определенное явление или эпоху с различных сторон. Например, зачастую участникам бывает непросто осознать, что те или иные политические деятели и деятели культуры – современники.
3. Ряды на определение принципа их построения.
4. Ряды «на включение» - «на исключение» элемента.
Тип заданий, очень близкий к предшествующему. Однако здесь зачастую возможны неожиданные ответы, являющиеся правильными не только по чисто формальному принципу.
5. Хронологические последовательности.
Участнику предлагается расставить в хронологическом порядке несколько событий.
6. Задания на соотнесение двух рядов данных.
Воплощая в себе все положительные черты предыдущего типа, такие задания не имеют присущих им недостатков. В качестве одного из рядов могут выступать даты событий.
7. Текст с пропусками (даты, персоналии, понятия и термины и т.п.).
8. Задания по работе с иллюстративными источниками.
Такие задания имеют определенную специфику. Желательно, чтобы работа участника не сводилась к простому «узнаванию» зрительного образа. Он должен мобилизовать все свои знания по истории, чтобы правильно ответить на заданные вопросы.
9. Задания на анализ карты.
10. Задания на анализ документов.
Самое важное в профессии историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Такие задания являются одной из самых важных и творческих составляющих олимпиады. Участник должен атрибутировать, т.е. узнать документ, соотнести его с известными ему из курса событиями, ответить на связанные с этим вопросы.
Пример рекомендованного плана работы по работе с документом:
· Постановка проблемы, характеристика описанного в источнике исторического момента
· Характеристика источника и возможностей, которые он дает для освещения проблемы
· Выводы. Оценка их значения для понимания события, процесса и т.д..
11. Значительно более сложный вариант подобного задания – задание, предполагающее историческую критику текста. «Отчет» участника о такой работе представляется в виде самостоятельно написанного текста, проекта. Участники должны самостоятельно давать ответы на поставленные вопросы, опираясь на критический разбор, анализ текста исторического источника.
Может быть предложено проектное задание, например:
9-11 классы. Второй тур. Часть первая.
А.С. Пушкин писал: «Историей своей гордиться не только можно, но и должно». Наша Россия в своем историческом прошлом имеет много ярких, незабываемых страниц, которые повествуют о победах в различных сферах жизни: победы военные, в области дипломатии, победы экономические и политические, победы духа россиян, победы в области литературы, искусства, науки, спорта…
Представьте себе, что создается музей «Победы России». Вам необходимо составить экспозицию одного из ее залов.
Пофантазируйте! Подготовьте этот мини-проект в течение сравнительно небольшого времени (полтора астрономических часа). Для этого:
1) ответьте на вопрос: что вы понимаете под словами «Победа России»?;
2) обозначьте тему экспозиции зала (дайте хронологические рамки событий и явлений, о которых пойдет речь; назовите аспекты истории страны, которые найдут отражение в экспозиции; сформулируйте название экспозиции);
3) определите цель, которую вы преследуете, предлагая посетителям данную тему. Какие чувства, размышления вы хотите вызвать у них?;
4) перечислите экспонаты зала:
- назовите их;
- опишите каждый из них; покажите, как они работают на раскрытие темы экспозиции;
- раскройте взаимосвязь экспонатов;
5) за короткое время вы не сможете рассказать более чем об одном зале нашего музея, а какие еще залы вы бы хотели в нем открыть? Дайте их названия так, чтобы было понятно, о чем идет речь.
Критериями оценки вашего задания, которыми будет руководствоваться жюри, являются:
1. Осмысленность понимания того, что является победой России.
2. Личностный характер выполнения задания, раскрытия собственной точки зрения в нем.
3. Историческая точность и грамотность в выборе и названии темы экспозиции.
4. Точность формулирования цели экспозиции.
5. Соответствие подбора экспонатов теме экспозиции и ее цели.
6. Научность в использовании исторических терминов и фактов истории при описании экспонатов.
7. Общая композиция зала.
8. Качество предложенных дополнительных тем (названия дополнительных залов музея)».
Одной из центральных тем олимпиады является обращение к государственной символике России.
Формирование соответствующих заданий на различных этапах олимпиады школьников по истории целесообразно по следующим содержательным направлениям:
- сущность официальных символов государства;
- герб, гимн и флаг России как символы исторической связи многих поколений ее жителей;
- Государственный герб России и гербы субъектов Российской Федерации через правила геральдики;
- изучение истории герба, флага, гимна России на разных этапах развития государства;
- рассмотрение сущности символики, отраженной в них;
- изучение символики субъекта Российской Федерации, в котором работает образовательное учреждение;
- показ правил формирования государственной символики;
-раскрытие порядка поведения граждан России по отношению к ее государственной символике;
- произведения литературы и изобразительного искусства о государственной символике России;
- неофициальные символы России: географические и природные; символы политической власти; духовные символы Отечества; символы отечественной культуры и науки.
Названное выше содержание может быть реализовано через, например, такие типы заданий:
- анализ сущностных элементов государственной символики через текст и изображение;
- сравнительная характеристика: современной государственной символики России и ее символики на предыдущих этапах развития российской государственности; государственной символики России и государственной символики других государств мира;
- выявление отражения в государственных символах истории государства, его структуры, целей и принципов, национальных традиций, особенностей хозяйства и природы страны, ментальности народа;
- работа с терминологией (составление понятийных рядов, заполнение пропусков и т.д.), отражающей государственные символы;
- изучение государственной символики как отражения вспомогательных исторических дисциплин;
- написание сочинения-эссе, отражающего личностного восприятие учащимися государственной символики, ее роли и значения в жизни страны и граждан;
- разгадывание специального кроссворда, отражающего терминологию и историю государственной символики;
12. Историческое эссе.
Участникам предлагается на выбор несколько высказываний историков или современников, относящихся к различным периодам русской истории, и предлагается высказать и аргументировать свою позицию по данному вопросу. Темы эссе должны охватывать основные периоды истории России с древнейших времен до современности и могут касаться различных ее аспектов (социально-экономическая, политическая история, история культуры, науки, общественной мысли) и представлять собой высказывания историков или современников событий с ярко выраженной личностной оценкой.
При оценке эссе члены жюри должны исходить из следующих критериев:
1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4. Четкость и доказательность основных положений работы.
5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
6. Грамотность, логичность изложения, богатство языка, аккуратность.
В практике российской школы складывается такое представление о сущности учебного сочинения-эссе:
во-первых, речь идет о работе, которая определена конкретной темой или вопросом. Т.е. при написании сочинения-эссе непродуктивно давать учащимся вопрос, охватывающий широкий круг проблем;
во-вторых, сочинение-эссе требует личностного восприятия проблемы и ее осмысления. Эссе – жанр субъективный и тем особенно ценный, через эту работу может увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру, и, конечно, определить уровень его исторической подготовки;
в-третьих, сочинение-эссе характеризуется небольшим объемом;
в-четвертых, важной особенностью сочинения-эссе является свободная композиция. Эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок;
в-пятых, сочинение-эссе характеризует непринужденность повествования;
в-шестых, отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Таким образом, эссе характеризует парадоксальность;
в-седьмых, при всей парадоксальности сочинения-эссе его непременной характеристикой является внутреннее смысловое единство, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренняя гармония аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора;
в-восьмых, эссе остается принципиально незавершенным – автор не претендует на исчерпывающее раскрытие темы, на полный, законченный анализ. Это – такая черта эссе как открытость.
Для организации работы учащихся по написанию сочинений-эссе целесообразно обратить внимание на наиболее распространенные их классификации:
-с точки зрения содержания эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.;
-с позиций композиционных особенностей они делятся на: описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др.;
-по степени представления личностной позиции автора проводится деление на личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее.
Принципиальным является проблема критериев оценивания сочинения-эссе, подготовленного школьником.
При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне, с корректным использованием исторических понятий в контексте ответа;
3) аргументация своей позиции с опорой на факты истории, концепции исторического развития и т.д.
Целесообразно обратить внимание учащихся на то, что при выборе темы важно ответить себе на целый ряд вопросов:
- интересна ли эта тема для меня?
- понимаю ли я смысл темы?
- обладаю ли я знаниями и умениями для того, чтобы ее раскрыть?
- если нет, то, что необходимо сделать для решения вопроса в положительном смысле?
- как я отношусь к высказанному в теме (согласен, не согласен, частично согласен)?
Важно настроить учащегося на то, что при раскрытии темы целесообразно обратиться к различным точкам зрения на проблему или различным подходам к ее решению, показать многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе.
В завершении приведем краткую памятку по критериям оценивания сочинения-эссе (она в адаптированном виде может быть использована в школе), которая была выработана центральной предметно-методической комиссией всероссийских олимпиад школьников по истории.
Критерии оценивания сочинения-эссе на Всероссийской олимпиаде
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА
1. Знание исторических фактов.
2. Владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.).
3. Аргументированность суждений и выводов.
4. Знание историографии проблемы, мнений историков.
5. Внутреннее смысловое единство, соответствие теме.
6. Оригинальность решения проблемы, аргументации.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
1. Умение в краткой форме представить главные положения работы, ее цели.
2. Ответы на вопросы (аргументация, доказательность, точность).
3. Включение в устное выступление дополнительных аспектов темы.
РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ
1. Самостоятельность суждений.
2. Корректность и доказательность оценки рецензируемой работы.
3. Точность вопросов, связь с главной темой.
Региональное жюри Олимпиады по истории желает Вам УСПЕХА!
Из материалов сайта http://www.proshkolu.ru/