Зачем нам вообще нужно чтение: в чем суть этого явления
Давайте сразу определимся, чтобы не возникло потом непонимания: здесь я буду говорить о чтении как процессе знакомства человека с печатным текстом с целью понять его смысл, проникнуть в логику повествования, получить удовольствие от слога и стиля, интересно провести время. То есть в данном случае речь пойдет о чтении литературы - художественной, публицистической или познавательной, а не чтении новостной ленты или вывесок исключительно с целью получить конкретную информацию.
Понятно, что при нынешней поголовной грамотности каждый человек в течение дня цепляет глазом много разных текстов, включая сообщения в вацапе или объявления в подъезде, не говоря уже о всяких надписях где угодно и проч. Садясь за компьютер, он просматривает простыни текстов, да хотя бы вот ленту Дзена. Разумеется, в общем смысле все это относится к чтению, ибо предполагает расшифровку буквенных обозначений слов, собранных в фразы. Но по большому счету, истинное чтение начинается с момента погружения в текст.
Если вы увлеклись книгой или статьей, вошли в тот мир, который создал автор, и он находит отклик в вашей душе - вы читаете.
В философском смысле чтение является одной из форм языкового общения, одной из форм коммуникации. Даже читая книгу давно умершего автора, вы вступаете с ним в диалог. Это удивительный феномен, но это факт. Автор не просто доносит до нас какую-то информацию, он порождает своим текстом целую вселенную, в которую читатель погружается и которой сопереживает интеллектуально и эмоционально.
Специфика чтения состоит также в том, что конкретный текст остается неизменным и совершенно не зависит от носителя. Поэтому чтение можно остановить в любой момент и также легко продолжить когда и где угодно. В любом издании. Это очень удобно.
В связи с тем, что в наше время все большую популярность приобретают аудиокниги, возникает вопрос: можно ли приравнять прослушивание книги с его прочтением? Это вообще относится к чтению? В самом широком смысле слова - да, можно отнести, ведь тут присутствуют важные компоненты чтения - диалогичность, восприятие текста, возможность прервать общение и возобновить его. Однако аудио-восприятие существенно отличается от визуального. Суть чтения как раз состоит в зрительном восприятии системы знаков, несущих смысл.
Все мы начинали свое знакомство с литературой с того, что слушали сказки. Но читать мы начали в тот момент, когда поняли, какой смысл несут в себе буквы.
Так что чтение означает именно визуальное восприятие текста, расшифровку его знаковой системы. Это процесс, теснейшим образом связанный с интерпретацией. Читатель всегда интерпретирует текст, с которым он имеет дело. Он выявляет смыслы, сопоставляет только что прочитанное с тем, что он знал раньше, а это творческий процесс, одновременно являющийся и процессом самовоспитания. Именно поэтому нормальные родители беспокоятся, если их ребенок не любит читать.