представляю вам очень приличный ресурс для подготовки к экзамену по обществознанию. Все без воды, по делу.
ЕГЭ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ | Безрукова Светлана Алексеевна
ОТКУДА БРАТЬ ПРИМЕРЫ ДЛЯ 19 И 25 ЗАДАНИЙ В ЕГЭ -2024 ГОДА
Я уверена, что вы ознакомились с новым Кодификатором по обществознанию и конечно обратили внимание на изменения, в нем произошедшие, а именно многие пункты Кодификатора актуализированы информацией о социальных реалиях современной России. Например, культурное многообразие современного общества, направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации, государственная политика РФ по поддержке и защите конкуренции, поддержка малого и среднего предпринимательства, политика импортозамещения, Интернет в современной политической коммуникации и многие другие.
Кстати, о произошедших изменениях в ЕГЭ есть ролик.
ССЫЛКА
В связи с этим возникает вопрос: где брать актуальную информацию для примеров в ЕГЭ в 19 и 25 заданиях.
Предлагаю использовать информационные порталы, такие как:
Теперь конкретно о том, что из этих источников можно использовать в качестве примеров для ЕГЭ.
РИА «НОВОСТИ» и «ИНТЕРФАКС» - эти новостные порталы удобны тем, что новости собраны в блоки: «Политика», «В мире», «Экономика», «Наука», «Культура» и др.
То есть, мы можем брать примеры для 19 и 25 заданий для блоков:
- «Человек в обществе» - здесь нам пригодится раздел новостного портала «Наука» (РИА «НОВОСТИ» и «КУЛЬТУРА» («ИНТЕРФАКС»);
- «Экономическая жизнь в обществе» - соответственно раздел новостей «Экономика»;
- «Политическая сфера» - здесь нам пригодится раздел новостей «Политика»;
ПОРТАЛ «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ» - включает в себя информацию о действующих национальных проектах в РФ:
- Демография (Семья и дети);
- Здравоохранение (Здоровье);
- Карьера и бизнес;
- Образование;
- Культура
- Саморазвитие;
- Социальная активность;
- Туризм и индустрия гостеприимства;
- Экология;
- Жилье и городская среда;
- Безопасные и качественные дороги
- Цифра (цифровая экономика)
Он удобен тем, что здесь публикуются новости о реализации национальных проектов как в общегосударственном масштабе, так и в регионах. Судя по названиям национальных проектов, вы понимаете, что примеры с этого портала мы можем использовать для разных блоков Кодификатора.
Например, национальные проекты «Демография», «Здравоохранение», «Социальная активность», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные дороги» - для примеров, иллюстрирующих блок «Социальная сфера».
Проекты «Цифра (цифровая экономика)» - отсюда можем брать примеры для иллюстрации блока «Экономическая жизнь общества».
Далее вы скажете: "Отлично, мы прочитали новости, но там их огромное количество, причем не только в ежедневном, а в ежечасном формате. И что, теперь каждый день мониторить новости и выписывать их в отдельный файл? С "выписать в отдельный файл" проблем нет, а ведь еще нужно это все запомнить и потом грамотно применить на ЕГЭ!"
Как быть?
И вот здесь нам с вами поможет знание алгоритма выполнения 25 задания. Приведу несколько примеров из реального ЕГЭ 2023 года:
ПРИМЕР 1.
25. 1) Обоснуйте значимость демократических ценностей для формирования гражданского общества.
2) Какие организации и объединения относят к институтам гражданского общества?
3) Для каждой из организаций или объединения, названных в пункте 2, приведите по одному примеру деятельности, направленной на защиту конкретных прав и интересов российских граждан.
ПРИМЕР 2.
25. 1) Обоснуйте необходимость прямого регулирования государством рыночной экономики.
2) Какие способы или методы может использовать государство для стимулирования экономики в условиях кризиса? (Назовите любые три таких способа или метода).
3) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его стимулирующее влияние на экономику.
ПРИМЕР 3.
25. 1) Обоснуйте значимость социальных институтов для стабильности и интеграции общества
2) Какие социальные институты, на ваш взгляд, наиболее подвержены изменениям в современном российском государстве? Назовите три любых института.
3) Приведите по одному примеру, иллюстрирующему эффективную деятельность институтов, названных в пункте 2.
Давайте разбираться.
А теперь представим себе, что мы сдаем ЕГЭ в 2024 году и нам нужно выполнить вышеуказанные задания и опереться на примеры, взятые из приведенных выше новостных порталов.
Как отвечать на первый вопрос, то есть давать обоснование в 25 задании я подробно разбирала в видео на своем ютуб-канале, ссылку прикрепляю.
ссылка
Переходим к разбору второго вопроса задания.
В первом примере 25 задания нам нужно вспомнить (знать) институты гражданского общества, чтобы затем в ответе на третий вопрос на них привести примеры.
Во втором случае нам нужно вспомнить о способах и методах стимулирования экономики.
В третьем случае нам необходимо вспомнить о социальных институтах, опять же чтобы при ответе на третий вопрос именно на них приводить примеры.
ВЫВОД: обратите внимание на то, что при ответе на второй вопрос 25 задания нас не спрашивают «о каких-то частных случаях чего-либо», а строго спрашивают о теоретических аспектах, которые разбираются в той или иной теме обществознания. О чем нам это говорит? А как раз о том, на что стоит обращать внимание при изучении темы, так как к нам приходит понимание «на что придется приводить пример, отвечая на третий вопрос 25 задания»
Давайте поступим так. Здесь и сейчас мы разберем полностью с применением информации из одного из новостных порталов одно задание, а ответы на второе и третье задания в двух других приведенных выше примерах из реального ЕГЭ -2023 года вы можете оставить в комментариях. Я с большим удовольствием дам обратную связь.
С Вашего позволения, буду разбирать 25 задание на примере № 2. (даем ответы на второй и третий вопросы задания в комментариях к посту)
ИТАК, ПРИ ОТВЕТЕ НА ВТОРОЙ ВОПРОС: нужно обратиться к блоку Кодификатора «Экономическая жизнь общества» к пунктам 2.10 (из него нужно знать методы денежно-кредитной политики Банка России) и п.2.15. (из него нам нужны методы фискальной политики).
При этом, из какого учебника ФПУ мы возьмем эту информацию – не столь важно. Методы равным образом прописаны в различных учебниках. Просто дам ссылку на учебники ФПУ, которые допущены к использованию при подготовке к ЕГЭ 2024 года.
Итак, из теоретического материала мы выяснили способы и методы стимулирования экономики в условиях кризиса:
- регулирование денежной массы в обращении;
- изменение ключевой ставки процента;
- льготное кредитование;
- управление нормативами резервирования в банковской системе;
- изменение расходов на поддержку нуждающихся отраслей экономики и предприятий;
- расширение государственных закупок товаров и услуг.
- снижение налоговых ставок;
(Л.Н. Боголюбов, обществознание, 2023, 8 класс, параграф 24, стр. 194-195)
Л.Н. Боголюбов, обществознание, 2023, 11 класс, параграф 8, стр. 74)
При ответе в ЕГЭ выбираем и записываем в бланк три метода. Я бы выбрала наиболее очевидные при кризисе:
А) льготное кредитование;
Б) изменение расходов на поддержку нуждающихся отраслей экономики и предприятий;
В) расширение государственных закупок товаров и услуг.
И далее действуем по схеме (я пользовалась ресурсом РИА «Новости» и для меня было ясно какой запрос задавать в строке поиска на портале).
И теперь из новостей, которые мне выпали по моему запросу я сформулировала примеры для ответа на третий вопрос задания:
А) С начала 2023 года льготные кредиты на инвестиционные цели одобрены 658 субъектам малого и среднего предпринимательства, так фирма «Омега», занимающаяся пошивом и ремонтом одежды, смогла расширить свою деятельность и обслуживать большее количество клиентов. (льготное кредитование)
Б) В условиях кризиса Правительство РФ выделило гранты предприятиям, создаваемым молодежью. Так, моя подруга сумела открыть кофейню и производство свежей выпечки. (изменение расходов на поддержку нуждающихся отраслей экономики и предприятий)
В) В связи со сложной ситуацией во время кризиса, Правительство РФ расширило закупку отечественных автомобилей скорой помощи, благодаря чему была оказана поддержка АвтоВАЗу, а во многих труднодоступных регионах появились новые кареты скорой помощи, что упростило оказание первой медицинской помощи нуждающимся.(расширение государственных закупок товаров и услуг)
Давайте подведем итог:
- Не надо ежедневно и ежечасно мониторить новости;
- Нужно изучить теоретический материал по соответствующей теме; выделить задачи, направления политики, функции или озадачится знанием самих институтов (политических, социальных);
- Под эти институты или цели, задачи, функции, направления деятельности подобрать примеры с новостных порталов и ими оперировать в ЕГЭ.
P.S.
Я не забыла о блоке «Правовое регулирование общественных отношений в Российской Федерации»
В нем мы будем ориентироваться на нормативно-правовые акты, данные в Спецификации. Их я выложила в своем телеграм канале. ССЫЛКА
Всем хорошего дня и высоких результатов!
Полезные ссылки:
Мой сайт
Telegram
Youtube
Сообщество ВК
Rutube