Четверг, 21.11.2024, 09:20
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Портрет исторического деятеля | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

Стоит учитывать, что в случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни от­сутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускни­ком эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается О баллов (по всем критериям выставляется 0 баллов).

Поскольку задание предполагает ответ в свободной форме, то сле­дует помнить, что основой любого научного сочинения является логи­ческая пара «тезис-аргумент», то есть когда формулируется не только идея, но и приводятся аргументы в ее защиту. Один аргумент — это всего лишь отдельный пример, иллюстрация. Тезис может быть при­знан обоснованным, когда приведены несколько аргументов. Крайне желательно в качестве доказательств использовать конкретные факты, а не только авторитетное мнение (особенно оценочного характера).

Таким образом, историческое сочинение приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избран­ного плана, логики развития мысли):

                      вступление;

                      тезис, аргументы;

                      тезис, аргументы;

                      тезис, аргументы;

                      заключение.

Например, при характеристике Екатерины II можно указать, что одним из направлений ее деятельности был крестьянский вопрос. Ека­терина II не раз осуждала жестокость крепостного права. Она провела конкурс Вольного экономического общества по вопросу о том, следу­ет ли крестьянам владеть недвижимым имуществом, поставила вопрос о положении крестьян перед Уложенной комиссией, подготовила Жа­лованную грамоту государственным крестьянам, однако не опублико­вала ее. На практике в ее царствование положение крестьян стало еще более тяжелым, крепостное право было распространено на Украину. Ряд историков полагает, что Екатерина желала облегчить положение крестьян, но не решилась на это, боясь сопротивления дворянства, другие считают, что ее рассуждения о пагубности крепостного права были лицемерием.

В любом случае оцениваться будут не мнения историков или вы­пускника, а их доказательность, т. е. факты и аргументы.

Если, допустим, при характеристике Ивана IV высказывается тезис, что он «укрепил самодержавие» или «ослабил свою власть», то для признания подобных утверждений в качестве результатов деятельно­сти в ответе должны быть обязательно приведены аргументы (факты, направления, события, достижения и пр.). Для получения максималь­ного балла выпускник должен отметить как отмену кормлений, соз­дание приказов, военную реформу, передачу местного управления в руки выборных лиц — для периода Избранной рады, так и массовые казни служилых людей, подчинение церкви государственной власти в результате действий митрополита Филиппа, ликвидацию Старицкого удела, освобождение государя от необходимости «советоваться» с боя­рами и митрополитом — в результате опричнины, тем самым указав на противоречивость результатов деятельности Ивана IV на разных этапах царствования.

Необходимо учитывать, что для получения максимального балла по критерию № 2, слезет указывать все основные направления и ре­зультаты деятельности Например, если при характеристике Дмитрия Донского будет указано, что он отразил литовскую агрессию; боролся за укрепление Москвы построил каменный кремль, но не будет указа­на его борьба с Ордой  победа в Куликовской битве (1380 г.), то такой ответ не получит максимального балла по критерию № 2.

Выпускнику следует избегать фактических ошибок, поскольку даже если эти ошибки и не приведут к искажению ответа (допустим, неболь­шая ошибка в датах каких-либо событий), то все равно произойдет потеря баллов.

Экзаменуемый при выборе исторического деятеля для написания его исторического портрета в форме небольшого сочинения должен осознавать, что количество необходимых направлений, событий, фактов, результатов и т.п. в ответе очень сильно может отличаться по объему для получения максимального балла за задание С6. Целесо­образно выбирать исторического деятеля, при раскрытии деятельности которого выпускник сможет проявить лучше свои знания, эрудицию, творческие способноси.

Работу над написанием исторического сочинения необходимо на­чинать с черновика, уащиеся порой не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. «Неправильные» черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократ­ном повторении формируют паническую боязнь самостоятельного высказывания.

Как правило, оценки деятельности исторических личностей носят проблемный, иногда дискуссионный характер. Полезно на черновике в свободной форме вписать все, что может понадобиться: понятия, противоречия, ассоципии, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргу­менты, имена, событйя. Словом, «дать себе волю», записать все, что кажется нужным, интресным, имеющим отношение к теме. Напри­мер, если будет выбран М. М. Сперанский, то в черновике следует кратко записать основые положения, которые могут охарактеризо­вать его деятельность:

1)                   активная деятельность при Александре I — примерно с 1807 по 1812 гг.; при Николае I во второй половине 1820-х — 1830-х гг. руководил кодификацией Основных государственных законов Российской империи;

2)                   Основные направления деятельности:

а)            разработка либеральных реформ системы государственной власти (идея предоставить России Конституции с сохранени­ем самодержавия; разделение властей; выборность распоря­дительных и исполнительных органов власти и т.д.);

б)            ослабление роли придворной знати и усиление требований к чиновничеству;

в)            попытка разработки реформы по изменению сословной структуры России;

г)             кодификация законодательства (работа во II отделении СЕИВК);

3)                   Основные результаты деятельности:

а)            принятие указов о придворных званиях и экзаменов на чин;

б)            создание Государственного совета (1810 г.);

в)            опубликование «Полного собрания законов Российской им­перии» и «Свода законов»

4)                   Вывод — огромная роль в выработке либерального проекта ре­форм в первый период царствования Александра I, но который не был реализован в своих основных положениях.

Следующий этап — привести весь этот «хаос» в порядок, выстро­ить аргументы, факты, теоретические положения, понятия, терми­ны в логической последовательности. Самые ответственные части работы — вступление и заключение. Вступление фокусирует в себе хронологические рамки активной деятельности исторической личности, концентрированно указывает на ее характеристики (положение деятеля, ключевые направления и результаты). Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая все рассуждения, выделенные направления, приведенные факты, события, аргументы, результаты деятельности.

Учащимся необходимо знать о значении выделения абзацев, роли красных строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы. Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Также сле­дует соблюдать нормы литературного русского языка.

При характеристике исторического деятеля можно использовать сле­дующий алгоритм:

1)  время деятельности исторической личности (примерные хро­нологические рамки; время правления; правители, при которых протекала деятельность и т.д.);

2)  социальное происхождение (условия, в которых формирова­лись характер, взгляды; влияние среды или обстоятельств жизни на формирование личности);

3)  цели и особенности деятельности, представительство интересов социальных групп;

4)  личные качества и степень их влияния на деятельность истори­ческой личности;

5)  основные направления деятельности (события, достижения и т. п.);

6)  средства и способы, которые использовались для достижения целей, соответствие их требованиям времени;

7)  основные результаты деятельности; причины успеха (неудач);

8)  роль и значение в истории (влияние исторической личности и ее деятельности на дальнейший ход событий).

Качественно написать портрет исторического деятеля — сложная задача. Обучение приемам работы с подобным типом заданий требует значительного времени и сил, поэтому данное направление подготов­ки к экзамену рекомендуется отрабатывать втечение 10—11-х классов, по мере прохождения тем исторического курса.

Написание исторического сочинения — самое сложное задание ЕГЭ по истории. Между тем, задание С6 — это ценный инструмент из­мерения уровня исторической подготовки учащихся. Систематическое применение этой формы работы на уроках и во внеучебное время будет способствовать достижению целей и задач, стоящих перед современ­ным школьным историческим образованием.


Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024