Четверг, 21.11.2024, 09:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | К неделе Науки- Европейские университеты в начале пути и сегодня- что общего? | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 39
Гостей: 39
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

Европейские университеты в начале пути и сегодня- что общего?

Время Раннего Средневековья в истории Европы (за исключением Византии) многие историки называют «тёмными веками». Тогда образованные люди были редкостью и принадлежали, в основном, к духовенству, а многие короли «подписывали» свои высочайшие указы, водя пером по трафарету с вырезанными отверстиями для букв. Но в Высоком Средневековье (Х–XIII вв.) ситуация изменилась. В обществе возникла острая потребность в образованных людях. В них были заинтересованы жители бурно развивавшихся городов, королевская власть, стремившаяся к созданию централизованных государств, церковь. Обществу нужны были высококвалифицированные юристы, медики, богословы, преподаватели гуманитарных и естественных наук. В XI – XII вв. в Европе возникают первые университеты.

Само слово «universitas» («университет»)  было взято из латыни. Оно означает «корпорация», «коллектив», «совокупность». Нетрудно заметить, что слово «университет» однокоренное со словами «универсальность», «универсум», и это объяснимо. Университеты и создавались как то место, где человек мог получить самое широкое образование, то есть, охватить умом фактически все знание мира. Такова суть университетского образования, сохранившаяся и по сей день.

Старейшим университетом современной Европы является Болонский, открытый в городе Болонья (Северная Италия) примерно в 1088 г. Своим возникновением он обязан успехам болонской школы права, получившей признание далеко за пределами Италии. В XIII в. в Болонье училось около 10 тыс. человек (хотя, скорее всего, эти данные преувеличены). Именно в Болонском университете впервые стали присваивать ученые степени.

Парижский университет считается вторым старейшим в Европе. Годом его возникновения обычно считают 1200 г. (иногда называют 1150 г. или 1215 г.). Он возник в результате слияния столичных богословских школ. В этом университете сразу стало действовать четыре факультета (свободных искусств, канонического права, медицины и теологии), но главными среди изучаемых наук являлись богословие и юриспруденция.

Болонский и Парижский университеты положили начало двум моделям организации высшей школы университетского уровня. Болонский университет возник в результате объединения школяров, которые и руководили его жизнью. Они сами выбирали главу университета – ректора, нанимали помещения для занятий и оплачивали труд преподавателей, устанавливали порядок чтения лекций. Это была неслыханная студенческая «вольница». Профессора без разрешения не могли покидать университет и выезжать из города, их могли оштрафовать за пропуск отдельных лекций, а также за то, что преподаватель продолжил их после «звонка» (удара колокола).

В Парижском университете, возникшем как объединение преподавателей, ректора избирали магистры. Они же устанавливали порядки в университете, вводя немало ограничений для школяров. Согласно уставам, им запрещалось приглашать на свои пирушки посторонних, оставлять их ночевать (особенно женщин), выносить из общежития библиотечные книги и даже носить роскошную или «бросающуюся в глаза» одежду.

Несколько позже возникли английские университеты: в Оксфорде (1200 г., по другим сведениям – 1167 г.) и Кембридже (1209 г. или 1214 г.). Университеты Англии стали третьей моделью организации высшей школы. Они состояли из отдельных домов-колледжей, объединенных общим управлением, но сохранивших широкую автономию в вопросах преподавания и внутреннего распорядка. В Оксфорде кроме четырех основных факультетов до середины XIII в. действовал пятый, низший факультет – грамматический.

Средневековые университеты создавались и действовали по образцу цеховых корпораций. Об этом говорит уже само название «universitas studentes» – «совокупность учащих и учащихся». Не случайно, территория на берегу Сены, где жили парижские студенты, получала название Латинский квартал.

Первая ученая степень – бакалавр свободных искусств – присваивалась студенту, изучившему предметы тривиума и сдавшему экзамен. (По латыни bacalarius – младший вассал, который имел свое поместье (baccalaria).

Вторую степень – магистра (по-латыни magister – «мастер») присваивали на артистическом факультете тем, кто постиг квадривиум, постоянно участвовал в диспутах и не менее пяти лет самостоятельно изучал наиболее легкие философские книги Аристотеля. После этого соискатель становился лиценциатом (по-латыни licenciatus – «допущенный»), то есть получал право преподавания в университете. На заключительной стадии получения магистерской степени происходила инаугурация. Это была торжественная месса в церкви, после которой вручали четырехугольный магистерский берет, перчатки, книгу и символическую кафедру (по-гречески кathedra – «сиденье», «стул»).

Соискатель высшей степени доктора (doctor по-латыни – «учитель», «наставник») должен был публично защитить перед всеми докторами артистического факультета свои тезисы по какой-либо теме.

«Старшие» факультеты присваивали свои ученые степени, но для их получения приходилось штудировать уже специальные науки. На медицинском факультете магистр искусств мог стать бакалавром медицины лишь через три года учебы, выдержав экзамен. Для звания лиценциата нужно было заниматься еще два года под руководством опытного доктора. Для получения степени магистра (доктора) медицины требовалось еще несколько лет. Труднее всего было получить ученые степени на юридическом и богословском факультетах. Например, в Оксфорде магистр искусств только через четыре года мог стать бакалавром права, а еще через шесть лет – доктором права. В Парижском университете магистр искусств мог получить степень бакалавра богословия только через семь лет, а степень доктора богословия – еще через семь лет учебы.

Поэтому неудивительно, что у большинства студентов (60-70 %) хватало сил и способностей только на тривиум. Намного меньше заканчивали второй цикл – квадривиум, и лишь ничтожное меньшинство переходило на высшие факультеты. Правда, бывали исключения из правил. За особые заслуги экзамен на высших факультетах можно было сдавать и экстерном. Именно так в Падуанском университете в 1512 г. был допущен к экзамену, блестяще выдержал его и получил степень доктора медицины Франциск Скорина – бывший магистр свободных искусств Краковского университета и «секретарь короля Дакии».

Университетское образование высоко ценилось в Западной Европе. Открывая дорогу к высотам профессиональной, государственной и церковной карьеры, оно было для незнатных студентов единственной возможностью «выбиться в люди». В Болонье, например, доктора права, даже иностранцы, зачислялись в списки почетных жителей города, получали рыцарское звание и освобождались от уплаты налогов.

 

Сегодня произошла довольно-таки узкая дифференциация по специальностям, но тем не менее, от выпускника университета и сейчас ожидают не только хорошего знания своей профессии, но и умения мыслить более широкими категориями.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/3047751/pub_628a0422eaa26026f30650e6_628a070a3d45746024d1aa03/scale_2400

Картинка из открытого источника в Яндексе

То, что сейчас называется классическим университетом, пытается давать именно такое универсальное знание, с упором на специальность, конечно. Поэтому будущие инженеры и медики изучают не только профессиональные предметы, а, например, философию и история, социологию и экономику. Но увы, тенденция неутешительная. Общеобразовательные предметы почти все исключаются из процесса обучения, и на выходе мы скоро будем получать специалистов строго по Козьме Пруткову — подобных флюсам, с выпуклостью только с одной стороны. Уже давно стоит стон о падении уровня университетского знания, впрочем, я это вижу воочию изнутри.

Как же было в средние века? Тогда университеты только начинали свой путь, и то, что потом стало особенностью высшего образования, тогда только проходило апробацию.

Формальные черты средневековых университетов сохранились и сейчас. Например, ректор во главе заведения, деканы во главе факультетов. Да и сами факультеты там, где их еще не уничтожили, объединяют преподавателей и студентов одного направления обучения. Существуют и такие уровни образования, как бакалавр и магистр. Не изменилась и политика университетов на открытость, имеется в виду, что поступить мог, в принципе, любой человек, но надо выдержать конкурс. Правда, в средневековье это касалось только мужчин.

Сейчас обучение больше бюрократизировано, чем в средние века. Тогда студент мог учиться бесконечно (т.наз. "вечный студент"), переходя (вагант)  из университета в университет и записываясь на разные курсы, только плати. Впрочем, подобные случаи бывают и в наше время. В средневековье языком научного общения была латынь, так что не было разницы, в какой стране находится университет. Академическая мобильность студентов, обмен приветствуются и сейчас.

Беззаботная жизнь студентов "от сессии до сессии" — тоже средневековая традиция. Пирушки, общение, шалости... Эх, золотое время, студенческое. Так что, по сути, нынешние университеты отличаются от средневековых только содержанием обучения, технической оснащенностью и наличием женщин как среди преподавателей, так и студентов.

Источник

https://studfile.net/preview/7408707/page:5/

 

Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024