Эпохи Ренессанса. Чем отличаются дученто, треченто, кватроченто и чинквеченто?
В переводе с итальянского слова "дученто, треченто, кватроченто и чинквеченто" означают просто названия веков прошлого тысячелетия: двухсотые, трехсотые, четырехсотые и пятисотые. Но так называют и периоды Эпохи Возрождения, каждый из которых принадлежит соответствующему времени и имеет свои отличительные особенности.
Итак, Проторенессанс, или Предвозрождение - конец дученто-треченто, Раннее Возрождение - кватроченто, Высокое Возрождение - конец кватроченто — начало чинквеченто и Позднее Возрождение - чинквеченто.
Дученто - принятое в Италии название XIII века, то есть 1200-х годов. Последний период этого века стал началом Проторенессанса, когда искусство средневековья постепенно уходило в прошлое. Начался сдвиг в мировоззрении людей, в Европе появились такие мыслители, как Фома Аквинский с его пятью доказательствами бытия бога, Уильям Оккам с его знаменитой "бритвой", а что касается конкретно Италии, то тут подготавливался будущий взлет искусства. Уже на исходе дученто Проторенессанс проявился, в первую очередь, в архитектуре.
Треченто - XIV век. Проторенессанс во всей красе. В этот период уже явственно видны черты ренессансного искусства, уход от средневекового канона в живописи.
Наиболее ярким примером искусства треченто является сиенская школа живописи, а самым великим представителем периода стал флорентиец Джотто ди Бондоне. В его произведениях еще заметна некоторая статуарность фигур, как на иконе, но в целом изображения построены по совершенно иным, нежели в средние века, принципам. У Джотто композиция стала свободной, поэтому изображенные персонажи обрели живость и естественность.
В одном ряду с Джотто стоят другие глыбы Проторенессанса, но уже в сфере литературы, это первые гуманисты - Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо.
Кватроченто - XV век, 1400-е годы, Раннее Возрождение. Характерной особенностью этого периода стало все более явственное влияние античной культуры. В философии это проявилось в огромном интересе к античным авторам, особенно эллинистического периода. В искусстве же интерес к античности проявился в следовании идеалам красоты Древней Греции.
Композиционная выверенность, стремление к пропорции, подчеркивание глубины пространства - особенности искусства Раннего Возрождения. Но при этом сохраняется некоторая плоскостность изображения и отступления от классических пропорций. Наиболее яркие представители этого периода в живописи - Пьеро делла Франческа, Пьетро Боттичелли, Фра Анжелико, Доменико Гирландайо и др.
Чинквеченто - XVI век, период Высокого и Позднего Возрождения. Высокое Возрождение пришлось на первую половину столетия, когда творили гении - Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Не только в живописи, но и в архитектуре, скульптуре, прикладном искусстве были созданы шедевры. Искусство Возрождения достигло своих самых выдающихся форм. В Риме очень способствовал этому Папа Юлий II, во Флоренции - семейство Медичи. Образы античности и христианства сосуществовали в гармоническом единстве, и все они были пронизаны идеями гуманизма.
Последний период Ренессанса показал, что пик совершенства был достигнут, и теперь искусство жаждет дисгармонии, бунта, отступления от правил. Признаки таких настроений появились в поздних работах Микеланджело, начали развиваться такие направления, как маньеризм и барокко. В этот период творили великие люди - Тициан Вечеллио, Тинторетто, Паоло Веронезе.
|