С- 6
Пример ответа учащегося, получившего положительную оценку при апробации задания.
Екатерина II- российская императрица в 1762-1796 гг.Родом из Пруссии. Приняла православие.
На престоле в результате дворцового переворота. Екатерину II отличали такие качества, как бесспорный талант, трудолюбие, образованность, умение решать самые сложные государственные дела. Считала себя преемницей Петра I. Её время называют «золотым веком» российского дворянства, эпохой «просвещённого абсолютизма». Внутренняя политика Екатерины II носили противоречивый характер. С одной стороны, секуляризация монастырских и церковных земель (2 млн бывших монастырских крестьян переведены на положение государственных); просвещение народа, распространение в обществе научных знаний; упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских) губерниях; запрещение публичной продажи крепостных за долги помещиков; введение свободы предпринимательства и др. Екатериной II была создана Уложенная комиссия для составления нового свода законов, но с началом русско-турецкой войны была распущена и более не созывалась. Она покровительствовала писателям, художникам, философам. С другой стороны, в интересах дворян было разрешено ссылать крестьян на каторгу (срок устанавливал помещик); ссылкой на каторгу каралась попытка крестьян' пожаловаться на своего помещика; было продолжено генеральное межевание земли; отобрав земли и монастырских крестьян у церкви, многие из них передала в собственность дворян; запрещался переход крестьян от одного землевладельца к другому на Украине (введение крепостного права, которого раньше здесь не было); и т. д. Екатерина провела ряд реформ: Сената, губернскую, финансовую, образовательную и др. Во внешней политике были достигнуты блестящие успехи: значительно расширена территория государства за счёт присоединения Крыма (Тавриды), Прибалтики, Польши и др.
Достижения и победы времени её царствования отмечали историки, поэты, художники.
ОЦЕНИВАНИЕ : В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям выставляется 0 баллов)
Критерии оценивания
К1 Время жизни исторического деятеля -1 баллПравильно указано время жизни исторического деятеля (век и часть или десятилетия века; точного указания лет жизни не требуется).
ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведённые выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля. 1 балл
ИЛИ Правильно указан век, допущена неточность при указании одного из десятилетий века (или одной из дат лет жизни), когда жил исторический деятель.
В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности
0 баллов:
Указан только век, когда жил исторический деятель. ИЛИ Допущены неточности при указании обеих хронологических рамок жизни исторического деятеля (в случае, если выпускник указал век и десятилетия века). ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано.
К-2 Характеристика основных направлений деятельности и её результатов (событий, достижений и т.п.) – до 4 баллов
1)Правильно указаны и охарактеризованы основные направления и результаты деятельности исторической личности (события, достижения и т.п.) -4 балла
2)Правильно указаны основные направления и результаты деятельности исторической личности, при их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла.
ИЛИ Правильно указаны несколько направлений деятельности, без фактических ошибок дана характеристика только одного из них и результатов деятельности.- 3 балла.
3) Правильно указано и охарактеризовано только одно из нескольких направлений деятельности исторической личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Правильно указаны и охарактеризованы только основные направления деятельности личности. ИЛИ Правильно указаны без характеристики основные направления деятельности личности, без фактических ошибок дана характеристика результатов деятельности.
Правильно указаны только одно или несколько основных направлений деятельности исторической личности, при его/их характеристике допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны без характеристики одно или несколько направлений деятельности личности, при характеристике результатов допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла
ИЛИ Правильно указаны одно или несколько направлений деятельности исторической личности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни личности, но не характеризующие ее деятельности. Правильно дана характеристика результатов деятельности. ИЛИ Правильно дана только характеристика результатов деятельности. -1 балл
4) Правильно указаны(-о) только направления(-е) деятельности исторической личности, характеристика не дана. ИЛИ Основные направления и результаты деятельности исторической личности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности. ИЛИ Все основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа -0 баллов
по книге Я.В. Соловьев, Е.А .Гевуркова. История. Полный экспресс-репетитор, М., 2013