Подмосковный «Хогвартс»: что такое Примаковская гимназия и как попасть туда бесплатно
Майя Майсурадзе — директор гимназии имени Примакова, которая находится в Подмосковье — рассказала «Мелу», почему даже в детском саду их ученики разговаривают на двух языках и зачем школе волшебная распределительная шляпа, как в «Гарри Поттере».
Чтобы поступить в гимназию, нужно пройти ряд вступительных испытаний. Их перечень зависит от того, в какое подразделение гимназии Примакова поступает ребенок. Если мы говорим о школе, то все желающие дети — не важно, живут ли они в Московской области, Москве или других городах — регистрируются на вакантные места в классах. Сделать это можно на нашем сайте. Далее начинаются вступительные испытания по русскому, английскому языкам и математике. Детей, которые успешно прошли первый тур, мы приглашаем на пробный учебный день в школу. Конкурс на место сложно назвать: в 10-м классе может быть одно вакантное место (и на него могут претендовать 15 человек), а во 2-м классе — 1 место и 12 претендентов.
После прохождения всех вступительных испытаний мы проводим индивидуальную встречу с родителями и детьми. Я стараюсь всегда лично в них участвовать. Во время разговора обсуждаем результаты тестов, впечатления от пробного дня. Я прошу родителей, детей смело и честно говорить о своих ожиданиях от школы, чтобы в диалоге можно было понять, мыслим ли мы в одном направлении. И потом уже семьи принимают решение — стоит ли совершать такой серьезный шаг, как переход из одной школы в другую.
Важно, чтобы дети и их родители разделяли ценности гимназии и понимали свою роль в нашей совместной работе. Для детей придуманы пробные дни. Обычно они проходят по субботам: ребята могут прийти в школу, познакомиться с учителями, посетить уроки, перекусить, сходить на кружки. Это нужно не только для того, чтобы мы увидели ребенка со стороны, но и чтобы у самого ребенка быть возможность «примерить» на себя нашу гимназию, почувствовать, подходит ли ему атмосфера, комфортно ли ему в этой среде.
Мы используем практики международных моделей образования. От британской системы мы взяли индивидуальный подход в обучении и «Систему Домов» (House System). По ним наших пятиклассников, прямо как в «Гарри Поттере», распределяет волшебная шляпа, которая хранится в моем кабинете. Но не наугад: все четвероклассники к концу начальной школы уже понимают, в каком Доме они хотят оказаться. На выбор влияет много факторов: кому-то нравится образ Дома, его наставники (обычно это учителя), у кого-то в этом Доме учится старший брат или сестра.
Раз в год среди учеников проходят выборы Глав Домов. Дети разворачивают настоящую предвыборную кампанию: развешивают плакаты с кандидатами, агитируют друг друга голосовать. Главы отвечают за организацию мероприятий Дома. Старшеклассники могут проводить уроки для детского сада или начальной школы, организовывать благотворительные выезды, капустники, спортивные соревнования, придумывать экологические акции.
Ученики решили назвать Дома сторонами света — так как они, по их мнению, отражают «международность» гимназии. У каждого Дома есть своя легенда, тотемное животное (у Запада — лев, у Востока — дракон, и так далее), герб и слоган.
Описание Дома Запада (House West): По легенде, на Западе располагался самый высокий и густой лес секвой — символа мудрости. Лес так мягко и старательно увлекал людей в свою чащу, что странники часто сбивались с пути. Но если сердце путника стремилось постичь мудрость секвой и было открыто для новых дорог, то навстречу путнику выходил гордый лев с крыльями, который много столетий являлся хранителем леса. Его крылья были символом свободы. Наставления и поддержка льва помогали пройти весь этот путь и понять, на что ты способен!
Сбиться с пути может каждый, но, слушая свое сердце, можно преодолеть любой путь — гордо и свободно!
Мы устраиваем распределительный квест. Чтобы не получилось, что в одном Доме много спортсменов, а в другом — одни математики. Это интерактивный опрос, в конце которого дети заполняют анкету и указывают, в какой Дом они хотят попасть, рассказывают о своих увлечениях, академических и спортивных успехах, делятся мыслями и сомнениями. И однажды, придя в школу утром, видят развешанные волшебные письма с именами. Играет музыка, по полу расстилается туман. Ребенок ищет среди конвертов свой, открывает и узнает, в какой Дом его распределила шляпа.
Разрабатывая вместе с учителями «Систему Домов», гимназисты предложили заменить слово «факультет» (которое было в «Гарри Поттере») на «Дом», потому что они проводят в школе много времени: учатся, гуляют, едят, отдыхают, смотрят кино, посещают дополнительные занятия, делают домашнее задание, то есть, по сути, гимназия для них — второй дом.
Нам важно сформировать у учеников чувство сообщества. У каждого нашего Дома есть house-мастера и даже собственные территории в школе. Мы не отказались от классического деления ребят на классы, и у каждого из них есть классный руководитель, но, кроме того, у детей есть возможность активно участвовать в жизни Домов: делать разнообразные проекты, выступать в музыкальных коллективах, принимать участие в академических и спортивных состязаниях. Успехи каждого ребенка в конкурсах, олимпиадах и других проектах приносят Дому баллы. А по итогам года один из Домов побеждает и получает заветный кубок.
Некоторым детям сложно найти единомышленников в классе. И Дом в этом случае помогает: это не только инструмент самоуправления, это сообщество детей с 5-го по 11-й класс, где каждый может найти друзей за пределами своей параллели.
Для поступивших в школьное отделение, но не имеющих грантовой поддержки обучение в этом году составляет 800 000 рублей. Учимся мы 10 месяцев в году. В эту сумму входит учеба, трехразовое питание, дополнительные занятия, консультации учителей. Дети, которые достигли особых успехов в течение года, в июне на церемонии Graduation Day могут получить сертификат на 100 000 рублей. Эти средства невозможно обналичить, но можно оплатить ими учебу в будущем году. Около 20% наших учеников учатся бесплатно, по грантам. Грант можно получить, например, став призером или победителем на региональном этапе ВсОШ.
Сегодня в гимназию входят дошкольное отделение, школа, программа международного бакалавриата, отделение дополнительного образования, цифровая гимназия, ассоциация выпускников и образовательный центр «Взлёт» (там дети из Подмосковья могут готовиться к Всероссийской олимпиаде). В цифровой гимназии учатся дети, которые достигли высоких успехов в спорте, музыке. Например, наши ученицы входят в олимпийскую сборную по художественной гимнастике, они вернулись в этом году из Токио с серебряными медалями.
Учебный год у нас делится на 5 модулей. У каждого из них есть своя тема: искусство, культура, экология, наука, благотворительность. В течение учебного года школьники учатся примерно семь недель подряд, а потом отдыхают две недели.
Мы погружаем детей в билингвальную среду. В среднем у учеников 5–11-х классов может быть до 10 часов английского в неделю, а некоторые уроки и дополнительные занятия ведут преподаватели-носители. На английском мы также проводим церемонии, конкурсы, соревнования, постеры, и объявления на стенах школы тоже на двух языках, как и все названия блюд, продуктов в столовой. То же самое происходит и в нашем детском саду. С 8 утра до дневного сна дети проводят время с иностранным педагогом, а с русскоговорящим воспитателем занимаются во второй половине дня. Поэтому к школе все уже знают английский на хорошем разговорном уровне.
Наша цель — воспитать лидеров, способных менять мир к лучшему. При этом нас часто спрашивают: «А что, если у ребенка нет лидерских качеств или он не хочет во всем быть первым?» Но важно понимать: лидер — это не обязательно тот, кто руководит командой или за кем охотно идут другие люди. Лидерство для нас — это способность быть ответственным за себя и за людей вокруг. Именно в этом смысле мы делаем лидера из каждого ученика.
У учеников нашей начальной школы есть специальные уроки лидерства, которые ведут педагоги-психологи. На занятиях дети участвуют в коллективных психологических играх, учатся работать в команде, находить свои сильные стороны. Каждую неделю мы выдаем детям «значки лидеров». Но чтобы стать лидером недели, вовсе не обязательно победить где-то: например, недавно кто-то из учителей номинировал мальчика Рому за усердную работу над ораторскими навыками. То есть для нас гораздо важнее показать вовлеченность в процесс, отдачу, а не управленческие качества.
Наши ученики сдают телефоны на входе в школу. В первую очередь это делается ради их безопасности. При этом у детей всегда есть доступ к планшетам, если это необходимо на уроке. Контент на телефоне не фильтруется школой, а значит, мы не можем понять, чем интересуется ребенок, на каких сайтах он находится. Мы переживаем не из-за условных ГДЗ, мы беспокоимся только о безопасности. На школьных планшетах стоит фильтрация контента, через них ученик не сможет зайти на те сайты, на которые ему заходить не следует (список одобрен Министерством просвещения России). Если ребенку нужно срочно связаться с родителями, он может сделать это на ресепшен.
Так как у детей нет телефонов, во время перемен они общаются друг с другом и учителями. Живое общение, к сожалению, сегодня редкость не только в школе, но и среди взрослых, потому что телефон затягивает, а детей особенно. Это нас беспокоит, и мы боремся за здоровье и внимание наших детей. И родители нам благодарны, потому что сами не могут остановить процесс зависимости от гаджетов.
Конечно, все относятся к практике отказа от телефонов по-разному, но наши дети уже не задают вопросов, понимают и принимают правила. Когда мы обсуждали эту тему с выпускниками, они признавали, что им не всегда было комфортно находиться в школе без телефона, но все-таки признали, что сейчас они видят в этом гораздо больше пользы. Дополнительный плюс этой традиции — каждый первоклашка знает наизусть мобильный номер своих мамы и папы.
Мы заботимся о безопасности учеников. Можно сказать, что в некотором смысле даже мониторим их соцсети. Этим занимаются в основном классные руководители — просто потому, что они подписаны на страницы детей. И мы мотивируем учителей внимательно просматривать их страницы, быть внимательными к любым тревожным сигналам. При соответствующих «звоночках» следует проявить участие и понять, как можно помочь. Школа, учитель должны быть с детьми в едином информационном поле, понимать их язык, интересы.
Каждый учебный модуль мы приглашаем на проект «100 вопросов лидеру» известного человека. Это люди, которые добилась успеха в своей профессии — писатели, актеры, ученые, врачи, журналисты, спортсмены, музыканты, — а дети задают им вопросы. Школьникам нравится: они понимают, что даже взрослые, популярные люди — живые, что они тоже могут ошибаться, чувствовать себя неуверенно, что в их жизни были разные ситуации и опыт.
У нас в гостях побывали Чулпан Хаматова, Марк Курцер, Ирина Роднина, Хабиб Нурмагомедов, Стивен Сигал, Никита Михалков и многие другие. Кем-то восхищается вся школа, а про кого-то перешептываются: «Зачем они вообще его позвали, я от них не ожидал». Мы приглашаем очень разных людей, чья работа и жизненная позиция вызывают общественный интерес, учим детей мыслить критически, слушать и слышать разные мнения, даем им возможность сформировать свою личную позицию.
https://mel.fm/ucheba/shkola/2763580-podmoskovny-khogvarts-chto-takoye-primakovskaya-gimnaziya-i-kak-popast-tuda-besplatno?from=feed&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
|