Зачем люди занимаются наукой? Макс Вебер о науке как призвании и профессии
Зачем люди вообще занимаются наукой? — задается философским вопросом знаменитый классик социологии. Ведь понятно, что предмет научного исследования никогда не закончится, и, чем глубже ученый погружается в проблему, тем больше появляется новых, неисследованных, аспектов. К тому же научные открытия со временем неизбежно стареют.
Макс Вебер выступил перед студентами Мюнхенского университета со своим докладом о науке в 1918 году и потом оформил свои мысли в статью "Наука как призвание и профессия".
Разумеется, #наука имеет большое практическое значение. Это было ясно и Веберу, тем более очевидно сейчас. Однако не только в этом необходимость научного знания. Занятия наукой нужны для развития интеллекта, для того, чтобы разум человека не погрязал в невежестве, чтобы был интеллектуальный процесс. А без этого опять-таки наша жизнь будет неполна, ограничена.
При этом Вебер отмечал и опасность излишней рационализации жизни, что чревато утерей духовности. Он отмечал, что "для человека не имеет никакой цены то, что он не может делать со страстью". Золотые слова!
Отсюда вывод о том, что занятия наукой (как и искусством, бизнесом) требуют призвания, вдохновения, эмоционального толчка, а не просто рационального стимула. При этом Вебер рассматривал развитие общества как процесс постепенной рационализации, который, собственно, и привел к появлению науки. Чем дальше продвигается этот процесс, тем меньше в жизни человека таинственного, мистического.
Но тут возникает чисто философский вопрос о смысле научного прогресса. Да, мы знаем, как устроен мир с точки зрения физики, химии и т.д. Но сделало ли это человечество счастливее? Определенного ответа нет.
Тем не менее, люди упорно занимаются наукой, и число таких людей растет. Что же их привлекает к этой деятельности, если исключить чисто прагматические соображения? Страсть, отвечает #Макс_вебер. Именно она является предварительным условием вдохновения, без которого опять-таки нет науки как призвания. Вдохновение толкает на долгий труд, благодаря которому достигается поставленная задача. Притом она достигается не сразу, а чаще всего через бесконечные опыты, ошибки, поражения и разочарования.
К тому же ученый знает, что его выводы непременно устареют.
"Такова судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и которому служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые "вопросы", оно по своему существу желает быть превзойденным. С этим должен смириться каждый, кто хочет служить науке",
— писал Вебер.
Слово Beruf можно перевести с немецкого и как "занятие, профессия", и как "призвание". Эта многозначность слова кажется Максу Веберу символической. Наука — это Beruf в обоих смыслах слова. Такая двузначность связана с пониманием профессиональной деятельности как божественного призвания. Вебер говорит, что, конечно, порой и дилетант может сделать научное открытие, но это будет счастливый случай, исключение. Наука требует систематического целенаправленного труда, владения методами исследования.