Четверг, 21.11.2024, 09:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | К уроку философии: разность менталитетов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 39
Гостей: 39
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

Как умная американка смотрела фильм «Никто не хотел умирать» и какие выводы сделала

При размышлениях об особенностях отношения к миру, к проблемам, к жизни и принципам жизни возникает у автора одно контрастное сопоставление, которым он делится с читателями: вот Скарлетт, героиня романа и фильма «Унесённые ветром», столкнувшись с ужасами войны, голода, нищеты, торжественно поднимает руку и перед пылающим закатным небом произносит свою страшную клятву:

Клятва

– Бог свидетель, они меня не одолеют. Я скорее солгу, украду, обману, убью, но никогда больше я не буду голодать, никогда. Ни я, ни мои близкие.

Кажется, всё понятно и естественно – она готова ради семьи даже на преступление, и это воспринимается как простительный грех, но невольно вспоминается поступок Сони Мармеладовой, которая, спасая голодных детей своей мачехи Катерины Ивановны, решается на страшный поступок – идёт на панель торговать собой. Не грабить, воровать, не мошенничать – себя в жертву приносит!

Так и подмывает написать: этого не поймёт и так никогда не сделает американка, только русская душа способна на самопожертвование! (Шовинизм?)

Вот есть же всё-таки различия в менталитете, то есть в душевном восприятии мира, в отношении к этому миру, к людям, к тому, что называется системой главных нравственных ценностей, присущих людям. У нас свой! (Или был свой?!)

Когда автор выложил такую идею в Дзене, то получил много откликов, похожих на такой:

– Статья в советском стиле - два мира - два детства. Бездуховные америкосы и жертвенные россияне. Не ожидала от автора.

– «Не грабить, воровать, не мошенничать – себя в жертву приносит!» Вы серьёзно? И это их менталитет, а наш другой?

Давайте определимся: есть реальная жизнь, где приходится поступать не так, «как Бог велит», а так, как можно быстрее решить свои вопросы. И в реальной жизни часто возникают такие «кривые, окольные пути» – надеюсь, не будете возражать? Можно записать ребёнка в очередь на место в садике и ждать… ждать… А можно сделать так, как моя родственница: пойти к заведующей и мягко намекнуть, что можно расписать лестницу в садике картинками из сказок, ведь папа – художник… и место ребёнку найдётся – и что плохого, ведь ты никого не ограбил, не обманул?!

Но это простые, бытовые вопросы, а в критических, переломных ситуациях проявляется то, что и называется национальным характером. Об этом очень ярко и точно сказал русский философ В.С. Соловьёв: «Ибо идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

Вот это главное, вечное и составляет тот самый менталитет, который присущ каждой нации. И в переломные моменты менталитет проявляется.

Оккупированный Париж

Вот смотрите: началась Вторая мировая война. Что происходит во Франции? После первых, таких неуспешных боёв против немцев центральные газеты выходят с заголовками: «Лучше плен, чем новый Верден!» И Франция сдаётся, 2 миллиона солдат в плену, сотни тысяч французов работают на Германию, французская полиция хватает евреев, а половина легендарного французского Сопротивления – или русские эмигранты и их дети, или бежавшие из плена советские солдаты, да и воюют эти отважные маки́ … выстрелить с расстояния в полкилометра по колонне и храбро отойти на заранее подготовленные позиции...

Чехия? Получали неплохие пайки и качественно (национальная черта – трудолюбие!) делали технику для Германии до мая 45 года...

Немцы? Войдя на территорию Германии, наслушавшись обещаний Геббельса поднять немцев на борьбу, организовать беспощадный «Вервольф», и советское, и союзное командование ждали нападений, диверсий, партизанских атак или акций неповиновения, но не было практически ничего! Аккуратно шли регистрироваться в оккупационную администрацию для получения пайков, так же аккуратно сообщали, что «герр Мюллер был назначен гестапо старшим по кварталу», а «у фрау Локамп явно живёт мужчина без регистрации».

На недоуменные вопросы комендантов немцы отвечали: как можно не выполнять распоряжения новой администрации, как можно сопротивляться, это же ухудшит положение населения!

И очень яркое подтверждение того, что есть различия в восприятии мира и его ценностей, дают воспоминания режиссёра Витаутаса Желакявичуса, который стал широко известен после того, как зрители увидели его фильм «Никто не хотел умирать», снятый в 1965 году на Литовской киностудии.

Режиссёр Витаутас Желакявичус

Впервые в СССР так широко, откровенно и художественно выразительно было сказано о том, что происходило в Прибалтике после изгнания немцев, как сопротивляются «красным» «лесные братья».

Идёт 1947 год, устанавливается советская власть в Литве, и устанавливается очень трудно. Убит Локис, пятый за этот год председатель сельского совета, Домовой и его «лесные братья» воюют и с Красной армией, и с теми земляками, кто встал на сторону новой власти.

Сыновья Локиса клянутся отомстить. А на место Локиса насильно посажен Вайткус, бывший "лесной брат". В финале «лесные братья» штурмуют деревню, но братья Локисы дают достойный отпор и уничтожают их.

Фильм жёсткий, порой жестокий: гремят выстрелы, льётся кровь виноватых и невиновных, погибают люди, корчится в муках умирающий Домовой…

В Москве фильм с огромным успехом прошёл в 1966 году, а на одном из показов для дипломатического корпуса (власть бросила на стол козырь: вот «вражьи голоса» утверждают, что мы обходим трудные вопросы из нашего прошлого – смотрите, фильм о борьбе в Прибалтике!) присутствовали представители посольств, их жёны, выступал сам режиссёр, отвечал на вопросы журналистов, потом был фуршет, и к Витаутасу Желакявичусу подошла жена американского посла Джейн Монро Гуле, прекрасно образованная дама, сама художница, старательно учившая русский язык, восхищавшаяся русскими художниками, произнесла комплименты режиссёру, актёрам, квалифицированно похвалила работу художника по костюмам в фильме, поразилась, как художественно выразительно была передана острота борьбы противников в фильме именно киноязыком, а потом, сделав паузу, спросила режиссёра:

– Всё так ярко, стремительно, экспрессивно, и такие откровенные детали, и страдания людей, и победа, но только я так и не поняла: а где же золото?

А вы говорите, автор традиционно твердит: «Два мира – два детства, они и мы…» Так где же золото, за которое они, считает американка, и стрелялись?

https://dzen.ru/a/ZehH569rihWPFGd8

 

 

Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024