Памятки для учащихся по обществознанию
(источник: Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс. - М.:, 2010.)
Как подготовить реферат
- Выберите тему реферата. Она должна быть актуальной, проблемной и конкретно сформулированной. Необходимо четко представлять, какой смысл кроется в формулировке темы, какого теоретического и фактического материала она требует.
- Составьте план реферата.
- Подберите литературу по заявленной теме. Сделайте все необходимые выписки.
При работе с первоисточниками нужно помнить следующее:- Необходимо использовать несколько источников. Практика показывает, что их должно быть не менее трех.
- Учитывайте сроки издания различных источников и их восприятие через призму времени и событий.
- Обратите внимание на цель, время и историю написания первоисточника.
- Прочитайте текст. Разбейте его на смысловые части, выделите непонятные слова, найдите их значение.
- Сформулируйте вопросы и найдите в тексте ответы на них.
- Сделайте все необходимые выписки, запищите цитаты (обязательно укажите страницу). Стремитесь к кратким записям. Отделяйте одну мысль от другой.
- Материал из каждого источника лучше записывать на отдельном листе.
Памятка для сравнительной характеристики:
-
- Установите цель сравнения.
- Убедитесь, что материала достаточно, чтобы проводить сравнение.
- Найдите черты сходства и различия в объектах или явлениях.
- Запищите выводы.
- Напишите реферат, используя рекомендации по составлению конспекта.
Конспект - краткое письменное изложение содержания текста, более полное, чем тезисы. Конспект полно отражает главное в содержании текста. Помните, что полно не означает подробно.
Конспект должен быть небольшим по объему. Записать текст кратко - значит, изложить его содержание больщей частью своими словами (исключение составляют цитаты, правила, законы и т. п.).- Определите цель составления конспекта.
- Внимательно ознакомьтесь с текстом первоисточника.
- Свои выводы подтверждайте цитатами. Не искажайте мысль автора.
- Выделите слова, фразы, абзацы.
- Пишите четко и разборчиво.
- Выделите главное текстовыделителем.
Реферат всегда имеет введение, основную часть и заключение.
Введение объемом до 2-3 страниц содержит мотивацию и актуальность выбранной темы, цель написания реферата.
Основное содержание темы раскрывается на 10-15 страницах. Обязательно нужно показать различные точки зрения или разные подходы к трактовке выбранной проблемы (темы реферата). Материал нужно разбить на смысловые части - главы. Каждая глава имеет свое название и заканчивается выводом.
В заключение обязательно выразите свое отношение к изложенной теме. Выводы заключения не должны противоречить выводам по каждой главе.
- Прочитайте реферат и отредактируйте его. В тексте нельзя допускать сокращений в написании наименований, названий, слов. Текст записывается на одной стороне листа формата А-4.
- Правильно оформите реферат.
На титульном листе укажите полное наименование образовательного учреждения, тему реферата, сведения о себе и руководителе, год написания реферата. В соответствии с законодательством образец титульного листа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основании требований ГОСТа.
Далее вложите два чистых листа для рецензии.
Лист «Содержание» - это перечень названий структурных частей реферата. Обязательно укажите начальную страницу каждой части.
Помните, что каждая глава должна начинаться с новой страницы.
В тексте после каждой цитаты в скобках нужно указать номер, под которым этот источник записан в списке используемой литературы.
Список используемой литературы оформляется в алфавитном порядке.
Сначала записываются фамилия и инициалы автора книги, учебника, монографии и т. п. Затем название без кавычек, город, название издательства, год издания, номер издания.
Для статьи обязательно указать название СМИ, год и дату издания.
Защита реферата
- За две-три недели до дня защиты нужно отдать реферат на рецензирование. Это необходимо для того, чтобы заранее знать мнение рецензентов и подготовить контраргументы и ответы на вопросы. Если реферат предназначен для публичного выступления, нужно предположить аргументы «за» и «против» возможных оппонентов.
- Выступление должно быть не более 10-15 минут. Автор называет тему реферата и объясняет свой выбор и актуальность темы. Далее необходимо кратко охарактеризовать использованные источники. Затем кратко изложить основные идеи работы и выводы. В ходе выступления нужно обязательно высказывать свое аргументированное мнение.
- Затем слушатели задают вопросы. Отвечать на них следует корректно, кратко и четко.
- Если была рецензия, ее зачитывает учитель. В противном случае выступает оппонент.
- Автор реферата выступает с заключительным словом.
Памятка для оппонента (референта)
- Выскажите сначала общее впечатление о работе или устном выступлении.
- Оцените знание материала, логику его изложения.
- Отметьте умение сравнивать, выделять главное, отстаивать свое мнение, а также охарактеризуйте речь: эмоциональность, грамотность, образность.
- Сделайте вывод о работе и оцените ее.
Как составлять логические схемы блоков знаний
- Внимательно изучите текст источника информации. Составьте план материала в соответствии с заявленной темой.
- Выделите на основе умозаключений обобщающие понятия и категории, объединяющие всю необходимую информацию: они связаны с заголовками разделов и подразделов.
- Учитывая взаимосвязи между понятиями и категориями, составьте логическую структуру. это может быть «древо знаний» - иерархическая структура. Если понятия, категории, факты связаны хронологически, то можно построить хронологические таблицы.
- Для простоты схематического представления нужно использовать минимальное количество схемных элементов и их связей. Определите целевую и смысловую значимость категорий и понятий, их иерархическое расположение в пространстве схемы (например, основные, вспомогательные и т. п.). Согласуйте элементы и связи внутри всех схем, например, используйте одно и то же написание одинаковых понятий: гос-во - государство, О. - общество. Для лучшей наглядности можно использовать средства графики, цвет, различные формы (таблицы, цифровой, диаграммный иллюстративный материал).
- Прочитайте текст еще раз, сверяясь с логической структурой. При необходимости внесите коррективы.
Как работать с газетными и журнальными публикациями
- Начните знакомство с материалом с заголовка. Как правило, в заголовок выносятся ключевые слова, отражающие главную идею статьи и привлекающие внимание читателя.
- Подзаголовок, следующий за названием статьи, рассказывает, кем подготовлена информация (репортером или информационным агентством), где произошли комментируемые события и когда; может содержать дату написания статьи.
- Текст раскрывает содержание статьи. Обратите внимание, на каких фактах автор заостряет внимание, какой характер носят комментарии к ним.
- Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал? Как правило, идея или проблема формулируются кратко и четко.
- Если сравниваются разные точки зрения, обратите внимание на аргументацию позиций.
- Подумайте, чем объясняются позиции авторов (сходные или различные) по отношению к одному и тому же событию, идее, проблеме.
- Чья точка зрения вам кажется более убедительной? Чью точку зрения вы поддерживаете? Свой выбор обоснуйте.
- Если ваша точка зрения или оценка отличаются от изложенных, четко сформулируйте и аргументируйте свою позицию.
Виды исследовательских работ
Доклад имеет следующую структуру:
- в кратких вводных замечаниях определяется научно-практическая значимость заявленной темы;
- далее формулируется сущность темы, предлагаются обоснованные научные предложения, - основные выводы и предложения.
Тезисы доклада содержат:
- основные положения доклада;
- основные выводы и предложения.
Научная статья может иметь следующую структуру:
- заголовок;
- вводные замечания;
- краткие данные о методике исследования;
- анализ собственных научных результатов и их обобщение;
- выводы и предложения;
- ссылки на цитируемую литературу.
Научный отчет - это:
- краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;
- значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики;
- детальная характеристика применявшихся методик и методов;
- новые научные результаты;
- заключение, подводящее итоги расследования и формулировку, сущность нерешенных вопросов;
- выводы и предложения.
Реферат состоит:
- из вводной части;
- основного текста;
- заключительной части;
- списка литературы;
- приложений.
Монография содержит:
- введение;
- подробное и всестороннее освещение какой-либо проблемы или темы;
- выводы по каждому разделу (главе);
- заключение.