Раздел «Общество»
«Общество как система».
1) Понятие об обществе./ Общество – способ и форма жизнедеятельности людей.
2) Признаки общества как системы:
а) сложная система;
б) открытая система;
в) динамичная система;
г) саморегулирующаяся система.
3) Системное строение общества.
а) подсистемы и институты;
б) социальные нормы;
в) социальные коммуникации.
4) Качественная особенность общества – действие субъективного фактора (воли, желания, активности человека).
5) Специфика развития современного общества.
«Общество и природа».
1) Общество и природа – органические части материального мира.
2) Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;
г) природные катаклизмы и их социальные последствия.
3) Воздействие общества на природную среду.
а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;
б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;
в) использование флоры и фауны;
г) создание преобразованной человеком природной среды
4) Значение природы для человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
б) естественная среда обитания;
в) источник вдохновения и красоты.
5) Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.
«Социальные институты».
1) Социальные институты – элементы системного строения общества.
2) Основные функции социальных институтов:
а) служат удовлетворению общественных потребностей;
б) организуют совместную деятельность людей;
в) действуют в соответствии с определенными правилами и нормами;
г) обеспечивают социализацию индивидов.
3) Важнейшие социальные институты:
а) институты воспроизводства человека – семья;
б) институт передачи социального опыта и знаний – школа;
в) институты регулирования общественных отношений (право, политика, мораль, государство);
г) институты удовлетворения материальных потребностей общества (экономика, рынок, бизнес).
4) Процесс возникновения новых институтов и отмирания старых – суть социальной динамики:
5) Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху.
«Формы общественных изменений».
1) Многообразие форм общественных изменений.
2) Революционные и эволюционные формы общественных изменений.
3) Признаки революционных изменений в обществе:
а) радикальный характер;
б) слом старых общественных структур;
в) рождение качественно новых социальных отношений;
г) катастрофический характер, значительные социальные издержки;
д) рождение новой социальной реальности.
4) Специфика реформаторских (эволюционных) процессов:
а) эволюционный характер;
б) органичность сочетания старых и новых структур;
в) постепенная замена старого новым;
г) затрагивание части общественных структур;
д) осуществление по инициативе властей.
5) Преимущественный характер эволюционных изменений.
6) Специфика общественных изменений в современную эпоху.
«Революция как форма социальных изменений».
1) Понятие о социальной революции. Социальная революция – как особая форма общественных изменений.
2) Основные признаки революционных изменений в обществе:
а) имеет радикальный характер;
б) сопровождается сломом старых общественных структур;
в) в результате формируются качественно новые социальные отношения;
г) имеет катастрофический характер;
д) сопровождается значительными социальными издержками;
е) рождение новой социальной реальности.
3) Предпосылки социальных революций:
а) неспособность прежних властей обеспечивать эффективное развитие общества и контроль над ним;
б) нежелание народа подчиняться существующим властям;
в) обострение кризисных явлений во всех сферах жизни общества.
4) Разновидности социальных революций в истории:
а) буржуазные;
б) пролетарские.
5) Специфика революционных процессов в современную эпоху.
«Общественный прогресс».
1) Сущность общественного прогресса/ Общественный прогресс – совокупность поступательных изменений в обществе.
2) Общественный прогресс, циклические процессы и общественный регресс, неразрывность связи и взаимодействия.
3) Характерные признаки общественного прогресса:
а) совокупность поступательных изменений;
б) противоречивость и сложность изменений;
в) неоднородность прогресса в различных сферах общества;
г) относительность прогресса в духовном саморазвитии личности;
д) усложнение общественных структур, развитие их от простого к сложному.
4) Критерии общественного прогресса:
а) обновление науки и техники, возникновение новых технологий;
б) гуманизация отношений между людьми;
в) совершенствование нравственных основ человеческого общества;
г) расширение спектра прав и свобод человека;
д) совершенствование способов взаимодействия общества и природы.
5) Особенности прогрессивного развития общества в эпоху информационной революции.
«Традиционное общество и его особенности».
1) Понятие о традиционном обществе/ Традиционное общество – фундамент формирования современной цивилизации.
2) Характерные признаки традиционных обществ:
а) аграрный характер экономики;
б) сращивание власти и собственности;
в) патриархальный характер общества и государства;
г) преобладание коллективистских форм общественного сознания;
д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности.
3) Основные разновидности традиционных обществ:
а) общества древнего средневекового Востока;
б) античные общества Греции и Рима;
в) средневековое феодальное общество в Западной Европе;
г) древнерусское и средневековое российское общество.
4) Специфика социальной стратификации традиционных обществ:
а) кастовый или сословный строй;
б) преобладание предписанных статусов;
в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты;
г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса.
5) Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху.
«Информационное общество и его особенности»
1) Понятие об информационном обществе / Информационное общество – современный этап истории человечества.
2) Предпосылки рождения информационного общества:
а) научно-техническая революция;
б) формирование новой научной картины мира;
в) микропроцессорная революция.
3) Характерные признаки информационного общества:
а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг;
б) развитие электронных средств массовых коммуникаций;
в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека;
г) признание приоритетности прав и свобод человека.
д) изменение социальной структуры общества.
4) Противоречивый характер информационной цивилизации:
а) вытеснение человека из целого ряда сфер;
б) усиление зависимости человека от персонального компьютера;
в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения;
г) углубление отрыва человека от естественной природной среды.
5) Необходимость сохранения человечности, гуманистической культуры в информационном обществе.
«Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности».
1) Угрозы и вызовы современного человечества.
2) Международный терроризм как угроза мировому сообществу.
3) Причины возникновения международного терроризма:
а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;
б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;
в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.
4) Особенности терроризма на современном этапе:
а) наднациональный характер;
б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;
в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;
г) использование религиозных и социокультурных программных установок.
5) Основные направления деятельности международных террористов:
а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий;
б) подготовка и проведение террористических актов;
в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.
6) Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.
7) Роль РФ в противодействии террористической угрозе.
«Социально-демографические проблемы современности»
1) Социально-демографические проблемы как часть глобальных проблем современности. / Сущность социально-демографических проблем современного человечества.
2) Причины возникновения социально-демографических проблем:
а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;
б) изменение образа жизни людей со вступлением в информационную эпоху;
в) влияние мировых войн и деятельности тоталитарных режимов в XX веке.
3) Основные проявления глобальных проблем:
а) неконтролируемый рост рождаемости в развивающихся странах, неспособность обеспечить достойный уровень жизни людей;
б) постарение ряда европейских наций, снижение рождаемости;
в) высокий уровень смертности вследствие недостаточного развития системы здравоохранения и низкого уровня жизни.
4) Пути преодоления социально-демографических проблем:
а) укрепление семьи, традиционных семейных устоев;
б) повышение уровня жизни населения в развивающихся странах;
в) проведение целостной миграционной политики с учетом интересов стран с различными демографическими проблемами;
г) совершенствование и развитие системы здравоохранение и социального обеспечения.
5) Специфика социально-демографических проблем в РФ.
«Процесс глобализации и его противоречия».
1) Понятие о глобализации. / Глобализация – процесс формирования единого человечества.
2) Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества:
а) экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка, единых наднациональных финансовых центров (Всемирный Банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация));
б) политическая глобализация (образование наднациональных центров принятия политических решений (ООН, «большая восьмерка», Евросоюз), формирование единых стандартов демократических институтов);
в) социальная глобализация (расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов);
г) глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов).
3) Основные положительные последствия глобализации:
а) ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств;
б) повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире;
в) распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии;
г) сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общения.
4) Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации:
а) угроза ряду отраслей национальных экономик;
б) вестернизация, навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира;
в) угроза сохранению ряда национальных языков и культур;
г) распространение некачественных образцов и продуктов массовой культуры.
5) Участие РФ в процессах глобализации.
Раздел «Человек»
«Человек и его природа. / Биологическое, психическое и социальное в человеке».
1) Сущность человеческой природы. / Биопсихосоциальная природа человека. / Человек – продукт творения природы и общества.
2) Проявления человеческой природы:
а) биологические (раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип);
б) психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности и т.д.);
в) социальные ( умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт).
3) Свойства темперамента и их учет в жизнедеятельности человека:
а) флегматик;
б) холерик;
в) сангвиник;
г) меланхолик.
4) Сложность человеческой сущности:
а) человек как индивид;
б) человек как индивидуальность;
в) человек как личность.
5) Природные задатки – основа формирования способностей.
«Личность в системе общественных отношений».
1) Понятие о личности. / Личность – субъект и объект общественных отношений./ Личность – совокупность социально значимых качеств.
2) Важнейшие свойства личности:
а) знания о мире, обществе, себе;
б) познавательные и практические умения;
в) социальный опыт;
г) моральные ценности и идеалы;
д) иные социально значимые качества.
3) Социализация – процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий:
а) первичная социализация (семья, малый социум, дошкольное образование);
б) вторичная социализация (школа, профессиональная деятельность и пр.).
4) Модели взаимодействия личности и общества:
а) конструктивная;
б) деструктивная.
5) Специфика становления и формирования личностных качеств в современную эпоху:
а) толерантность;
б) инновационность;
в) креативность;
г) инициативность;
д) гуманистичность.
6) Личность и общество, взаимосвязь и взаимозависимость.
«Социализация индивида».
1) Сущность процесса социализации. / Социализация – процесс формирования личностных качеств. / Социализация – процесс вхождения человека в мир социальных связей и взаимодействий
2) Функции социализации:
а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе;
б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом;
в) усвоение моральных ценностей и идеалов;
г) освоение практических умений и навыков.
3) Уровни (этапы) социализации):
а) первичная социализация;
б) вторичная социализация.
4) Институты (агенты) социализации:
а) семья;
б) ближайшее окружение;
в) система образования;
д) профессиональная деятельность.
5) Специфика процесса социализации в современную эпоху.
«Деятельность и ее роль в становлении человеческой личности».
1) Понятие о деятельности. / Деятельность – форма активности человека.
2) Отличительные признаки деятельности человека (отличия деятельности человека от активности животных):
а) целенаправленность;
б) осознанность;
в) представление идеальной модели результата;
г) преобразовательный, творческий характер.
3) Основные виды деятельности человека:
а) игровая;
б) учебная;
в) трудовая.
4) Деятельность духовная и практическая и ее проявления в обществе.
а) духовная деятельность (исследовательская, прогностическая, познавательная, ценностно-ориентировочная);
б) практическая деятельность (материально-производственная, социально-преобразовательная).
5) Деятельность и общение.
6) Деятельность и творчество.
7) Роль деятельности в преобразовании природных задатков человека в способности.
«Духовная деятельность и ее специфика».
1) Понятие о духовной деятельности. / Деятельность материальная и духовная. / Духовная деятельность – производство духовных благ.
2) Специфика субъектов и объектов духовной деятельности.
3) Основные цели духовной деятельности:
а) формирование общественного сознания;
б) формирование ценностей и идеалов человека и общества;
в) удовлетворение идеальных потребностей общества;
г) производство духовных благ.
4) Формы духовной деятельности:
а) прогностическая;
б) познавательная;
в) ценностно-ориентировочная.
5) Роль духовной деятельности в современном мире.
«Роль познавательной деятельности».
1) Понятие о познавательной деятельности./ Познавательная деятельность – деятельность, нацеленная на постижение знаний.
2) Объекты познавательной деятельности:
а) окружающий мир, природа;
б) общество;
в) человек.
3) Формы познания:
а) чувственное познание
б) рациональное познание
4) Познавательная деятельность – путь личностного самосовершенствования и саморазвития
«Межличностные отношения и взаимодействия».
1) Понятие о межличностных отношениях.
2) Отличительные черты межличностных отношений:
а) эмоционально окрашенный характер;
б) непосредственный характер взаимодействия, коммуникации;
в) осуществление внутри узкого круга людей.
3) Основные сферы межличностных отношений:
а) отношения в семье;
б) отношения среди коллег;
в) отношения в дружеской компании.
4) Специфика межличностного конфликта.
5) Условия эффективности межличностного взаимодействия:
а) принятие иного мнения как должного;
б) готовность к диалогу и взаимопониманию;
в) осуществление совместной деятельности;
г) общность целей и интересов.
6) Соперничество и сотрудничество в межличностных отношениях.
«Общение и его роль в развитии личности».
1) Общение как особый вид человеческой деятельности./ Общение – деятельность, осуществляемая при наличии партнера.
2) Основные функции общения:
а) коммуникативная (обмен информацией);
б) перцептивная (принятие друг друга);
в) интерактивная (взаимодействие друг с другом).
3) Коммуникабельность (общительность) как свойство личности.
4) Условия конструктивного общения:
а) готовность к сотрудничеству, компромиссу;
б) принятие иной точки зрения при отстаивании своей;
в) уважительное отношение к партнеру.
5) Общение в игре, труде, учении.
6) Специфика общения в сетевом сообществе:
а) интенсивность коммуникаций;
б) виртуальное общение;
в) обилие и разнообразие информационных потоков.
7) Общение в формировании личности современного типа.
«Игра и ее роль в формировании человеческой личности».
1) Игра как особый вид человеческой деятельности./ Игра – деятельность, связанная с проявлением творческих, креативных способностей человека.
2) Основные свойства игры:
а) творческий характер;
б) наличие воображаемой обстановки;
в) освоение новых социальных ролей;
г) наличие определенных правил.
3) Классификация игр:
а) ролевые (дочки-матери, ковбои и индейцы);
б) ситуативные (полет на луну, нахождение на необитаемом острове);
в) деловые (разрешение проблемной ситуации на фирме);
г) спортивные и т.д..
4) Специфика игр в детском и во взрослом возрасте.
5) Игра – необходимое условие развитие творческих способностей и общительности.
«Личность в современном обществе».
1) Личность – субъект и продукт общественных отношений и деятельности.
2) Свойства личности:
а) универсальные (вневременные, характерные для людей разных исторических эпох);
б) конкретно-исторические (формируемые в зависимости от исторических условий).
3) Специфические качества личности современного типа:
а) готовность к инновациям;
б) адаптивность к быстроизменяющемуся миру;
в) креативность;
г) открытость, толерантное восприятие нового;
д) инициативность и самодеятельность;
е) умение жить и взаимодействовать в поликультурном обществе.
4) Основные факторы воздействия на личность в современном обществе:
а) система средств массовой коммуникации;
б) возросшие информационные потоки;
в) изменившийся характер образования и труда;
г) интенсификация общения в сетевом сообществе.
5) Интеллектуальное развитие – важное условие эффективности личности в современную эпоху.
«Трудовая деятельность».
1) Труд – деятельность по преобразованию веществ природы.
2) Признаки трудовой деятельности:
а) практический характер (удовлетворение материальных потребностей);
б) преобразовательный характер (преобразование сил и веществ природы);
в) творческий характер (создание нового, не имеющего аналогов).
3) Основные виды труда:
а) физический и умственный;
б) простой и сложный.
4) Специфика трудовой деятельности в современном обществе:
а) сложный характер труда;
б) наукоемкость, интеллектуальность труда;
в) технологичность труда, сокращение сферы простого физического труда.
5) Роль труда в становлении личности и формировании коллектива:
а) развитие коммуникативных умений;
б) развитие мышления и креативности;
в) формирование умения действовать нестандартно;
г) формирование умения сотрудничать в достижении совместной цели;
д) становление сплоченного и эффективного коллектива.
6) Труд – основа благосостояния общества.
Раздел «Духовная культура»
«Духовная культура и ее роль в жизни общества».
1) Понятие о духовной культуре./ Духовная культура – совокупность продуктов и результатов духовной деятельности.
2) Основные тенденции в развитии культуры:
а) преемственность культурных традиций;
б) новаторство и обновление культуры.
3) Основные функции культуры:
а) гуманистическая функция («возделывание, взращивание духа»);
б) функция трансляции социального опыта (сохранение и передача социальной памяти поколений);
в) познавательная (гносеологическая) функция (постижение явлений и объектов материального мир);
г) регулятивная (нормативная) функция (определение (регулирование) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей);
д) целеполающая, ценностная функция (формирование эталонных, идеализированных ценностей, идеалов, которые выполняют роль стимулов и целей в жизнедеятельности человека);
е) семиотическая или знаковая функция (культура обладает набором знаков, символов, например, язык).
4) Основные структурные элементы культуры:
а) понятия и взаимосвязи между ними;
б) ценности и идеалы;
в) нравственные принципы;
г) правила и нормы.
5) Формы культуры:
а) традиционная культура;
б) элитарная культура;
в) массовая культура;
г) экранная культура.
6) Элементы (универсальные феномены) культуры:
а) наука;
б) религия;
в) мораль;
г) образование.
7) Многообразие и диалог культур в современном мире.
8) Специфика духовной жизни в современной России.
«Наука и ее роль в жизни общества».
1) Понятие о науке. / Наука – сфера деятельности, направленная на добывание и осмысление знаний./ Наука – совокупность структур и методов организованной познавательной деятельности.
2) Структурные элементы науки:
а) систематизированные взгляды на окружающий мир;
б) социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских центров, учреждений, объединений;
в) общность людей, научное сообщество.
3) Специфические признаки науки:
а) объективность;
б) рационализм;
в) системность и упорядоченность;
г) проверяемость (верифицируемость);
д) особый язык и особая подготовка.
4) Основные функции науки:
а) познавательно-объяснительная (познание и объяснение устройства мира);
б) мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире);
в) познавательная (гносеологическая) функция (постижение явлений и объектов материального мир);
г) прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира);
д) социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
е) производственная (непосредственная производительная сила).
5) Уровни науки:
а) фундаментальная наука;
б) прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки.
6) Классификация наук:
а) точные;
б) естественные;
в) социально-гуманитарные.
7) Наука и научные революции, научно-технический прогресс.
8) Этика науки и ответственность ученых перед обществом в современном мире.
9) Проблемы развития науки в современной РФ.
«Современная наука и ответственность ученых».
1) Современная наука – непосредственная производительная сила общества.
2) Специфика современной науки:
а) возросшие возможности воздействия на природу и общества;
б) сложный технический и технологический потенциал;
в) непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда людей;
г) возможность изучения микро и макромиров.
3) Основные направления научно-технического прогресса:
а) исследование космического пространства;
б) генная инженерия и биотехнологии (создание органических веществ с заранее заданными свойствами);
в) исследования в области создания новых видов топлива и энергии;
г) изучение возможностей и перспектив искусственного интеллекта.
4) Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые ими исследования:
а) двойное назначение ряда изобретений (создание новых видов оружия массового поражения);
б) нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование живых организмов);
в) негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на природу;
5) Необходимость сохранения гуманистической сущности науки.
«Социальная и личностная значимость образования».
1) Образование как социальный институт./ Образование – ключевой фактор трансляции и преумножения социального опыта.
2) Основные принципы современного российского образования:
а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
б) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;
в) общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
г) светский характер образования в государственных учреждениях;
д) свобода и плюрализм в образовании;
е) демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.
3) Основные тенденции в развитии образования:
а) гуманизация (учет индивидуальных духовных запросов и потребностей участников образовательного процесса);
б) интернационализация (сближение национальных образовательных систем, формирование единого глобального образовательного пространства);
в) гуманитаризация (возрастание роли и значимости социальных и гуманитарных учебных дисциплин);
г) компьютеризация (информатизация образования).
4) Система образования и ее элементы:
а) дошкольное образование;
б) основное и среднее общее образование;
в) начальное и среднее специальное образование;
г) высшее профессиональное образование;
д) дополнительное образование для детей и взрослых.
5) Основные направления модернизации российского образования.
6) Непрерывное образование, вариативность, индивидуальная образовательная траектория – необходимость успешности личности в современном обществе.
«Религия и его роль в жизни общества».
1) Религия как универсальная форма культуры./ Сущность религии и религиозных верований
2) Характерные признаки религии:
а) вера в сверхестественное;
б) признание теоцентрической картины мира;
в) идея креационизма (сотворенности мира высшими силами);
г) иррационализм и мистицизм.
3) Структурные элементы религии:
а) взгляды на мир, которые основываются на вере в Бога, божества, духов, призраков и других сверхъестественных существ, сотворивших все на Земле и самого человека;
б) действия, составляющие культ, в котором религиозный человек выражает свое отношение к потусторонним силам и вступает с ними в отношения через молитву, жертвоприношение и т.п.;
в) нормы и правила поведения, которым должен следовать человек в своей повседневной жизни;
г) объединение верующих людей в одну организацию (конфессию, церковь).
4)Функции религии:
а) мировоззренческая (формирование целостной картины мира);
б) нормативная (регулирование социальных отношений и поведения людей);
в) компенсаторная (поддержка и утешение людей в тяжелые психологические моменты их жизни);
г) коммуникативная (содействие общению и коммуникации между людьми).
5) Этапы развития религии:
а) ранние архаические религиозные взгляды (тотемизм, анимизм, шаманизм и т.д.);
б) национальные религии (зороастризм, индуизм, иудаизм и пр.);
в) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
6) Религии и конфессии в современном мире.
7) Религиозное сознание и свобода совести.
«Мировые религии».
1) Понятие о мировых религиях./ Мировые религии – религии большинства людей мира.
2) Характерные признаки мировой религии:
а) широкое распространение в мире;
б) открытость, отрицание этической избирательности;
в) универсальный набор ценностей.
3) Важнейшие мировые религии:
а) буддизм;
б) христианство;
в) ислам.
4) Конфессиональный мир мировых религий.
5) Гуманистическая миссия религий в современном мире, религиозная терпимость и свобода совести.
6) Конфессиональный мир современной России.
«Искусство в духовной жизни общества».
1) Искусство как особая форма духовной культуры./ Искусство – способ познания мира посредством художественных образов.
2) Характерные признаки искусства:
а) иррационализм;
б) символизм;
в) субъективизм;
г) образность и наглядность.
3) Важнейшие функции искусства:
а) гедонистическая (доставляет человеку радость);
б) компенсаторная (восполняет человеку неудовлетворенность реальной жизнью);
в) коммуникативная (является средством общения в пространстве культуры);
г) эстетическая (преобразование мира на основе красоты);
д) воспитательная (формирование нравственных и эстетических качеств личности);
е) познавательная (формирует художественную, эстетическую картину мира).
4) Основные виды искусства:
а) искусство слова (литература);
б) искусство звука (музыка);
в) искусство цвета (живопись);
г) искусство жеста (танец, пантомима);
д) синтетические искусства (театр, кино).
5) Универсальное и национальное в развитии искусства.
6) Специфика искусства в информационном обществе: возникновение новых видов искусства.
«Мораль и нравственность в жизни людей».
1) Мораль как особая форма духовной культуры./ Мораль – совокупность одобренных общественных мнением норм.
2) Важнейшие аспекты (стороны) морали:
а) познавательный (формирование нравственной картины мира);
б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);
в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).
3) Основные категории морали:
а) добро и зло;
б) долг и совесть;
в) справедливость;
г) честь и достоинство;
д) счастье.
4) Нравственная культура личности и общества.
5) Золотое правило нравственности – универсальный закон жизни человека в обществе.
«Философия и ее роль в духовной жизни общества».
1) Философия как особая форма духовной культуры./ Философия – особая форма духовного освоения человеком окружающего мира.
2) Области философского знания:
а) онтология (знание о сущем, о бытии);
б) гносеология (учение о познании);
в) философская антропология (учение о человеке);
г) социальная философия (учение об обществе).
3) Назначение философии в обществе:
а) формирование методологических основ познавательной деятельности;
б) поиск ответов на основополагающие вопросы бытия человека и общества.
4) Общее и различное между философией и наукой.
5) Идеализм и материализм – основные направления в философском поиске.
6) Актуальность философского поиска в современном мире.
Раздел «Познание»
«Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира».
1) Понятие о познании./ Познание – процесс постижения человеком предметов и явлений материального мира.
2) Цели познания:
а) постижение истины;
б) практическая польза.
3) Структура процесса познания:
а) чувственное познание (ощущение, восприятие, представление);
б) логическое познание (понятие, суждение, умозаключение).
4) Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.
5) Знание как результат познания.
«Истина и ее критерии».
1) Понятие об истине./ Истина – идеальная цель познавательной деятельности.
2) Виды истины:
а) абсолютная истина (полное, исчерпывающее достоверное знание о мире);
б) неполное, ограниченное знание о предметах и явлениях материального мира.
3) Знание истинное и знание ложное.
4) Критерии истины:
а) практика;
б) система теоретических доказательств;
в) очевидность, соответствие здравому смыслу;
г) компетентное мнение экспертного сообщества ученых.
5) Специфика постижения научной истины на современном этапе.
«Самопознание и формирование «Я» - концепции».
1) Понятие о самопознании./ Самопознание – познание человеком самого себя.
2) Основные методы самопознания:
а) самонаблюдение;
б) самоисследование.
3) Формирование самооценки личности:
а) адекватная самооценка;
б) заниженная самооценка;
в) завышенная самоооценка.
4) «Я»-концепция и процесс ее формирования.
5) Специфика объектов самопознания:
а) собственные потребности;
б) собственные возможности;
в) смысл собственного бытия;
г) отличия себя от других людей.
6) Неразрывность связи между познанием человеком самого себя и материального мира.
«Научное познание и его основные признаки».
1) Понятие о научном познании./ Научное познание – постижение сущности природных и социальных объектов и явлений.
2) Основные признаки научного познания:
а) объективность;
б) доказательность;
в) логичность;
г) рациональность.
3) Уровни научного познания:
а) эмпирический;
б) теоретический.
4) Методы научного познания:
а) эмпирические (наблюдение, описание, эксперимент);
б) теоретические (гипотеза, систематизация, обобщение, моделирование).
5) Специфика социального познания.
6) Особенности научного познания в информационную эпоху.
«Социальное познание и его специфика».
1) Социальное познание – познание общества и человека.
2) Специфика социального познания: а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта; б) ограниченность сферы применения эксперимента.
3) Основные методы социального познания: а) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии); б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными); в) системно-аналитический (рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом).
4) Функции социального познания: а) выявление причин и следствий социальных процессов; б) осмысление качественных характеристик социальных объектов; в) использование результатов пр
4) Функции социального позн |