Практикум
"Современный взгляд на варяго-русский вопрос"
Татьяна Джаксон
Варяго-русский вопрос», «варяжский вопрос», «норманнская проблема», «норманнская теория». Что скрывается за этими тождественными понятиями? О чем на протяжении двух с половиной столетий спорят ученые? Кто такие «норманнисты», «антинорманнисты», «неонорманнисты» и «неоантинорманнисты»? Боюсь, что однозначного ответа на эти вопросы нет и не может быть, поскольку все перечисленные выше понятия относятся не только к области чистой науки, но густо замешены на политике, эмоциях, ложно понимаемом патриотизме. Возникший в XVIII веке в Петербургской Академии наук, куда были приглашены для работы академики немцы Г. 3. Байер, Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлецер, варяжский вопрос на всех этапах своего существования оказался связанным со жгучими политическими и национальными проблемами.
Приведу красочный рассказ М. А. Алпатова о возникновении норманнской теории, с которым, оговорюсь сразу, я не до конца согласна: «Тени двух соотечественников — Рюрика и Карла XII — витали над теми, на чьих глазах рождался этот вопрос. Полтавская виктория сокрушила амбиции шведских завоевателей времен Карла XII, норманнская теория, возводившая русскую государственность к Рюрику, наносила удар по национальным амбициям русских с исторического фланга. Это был идейный реванш за Полтаву. Покрытый пылью веков древний сказ о варягах обрел новую жизнь, стал острейшим современным сюжетом. Варяжский вопрос, следовательно, родился не в Киеве в летописные времена, а в Петербурге в XVIII в. Он возник как антирусское явление и возник не в сфере науки, а в области политики. Человеком, который произвел первый «выстрел» в этой баталии, был Байер»
На мой взгляд, история возникновения варяжского вопроса излишне политизирована историком XX века. Я склонна видеть в трудах академиков-немцев подлинно академическое отношение к древнейшей русской истории, основанное на изучении источников. А ведь, как это четко сформулировал сам Алпатов, «главный письменный источник, на котором держится вся средневековая история Руси, — «Повесть временных лет» — решает вопрос положительно, варяжский князь Рюрик аттестован как создатель русского государства, и на протяжении столетий — вплоть до Татищева — это считалось непреложной истиной».
И все же что такое варяжский вопрос? Фактически речь идет о степени скандинавского участия в сложении Древнерусского государства. Именно так (я бы сказала, нейтрально) определяет норманнскую теорию А. М. Сахаров в «Советской исторической энциклопедии», утверждая, что это— «направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси». И он далеко не одинок в такой постановке вопроса, хотя в советской историографии существовала иная позиция. Б. Д. Греков в издании «Киевской Руси» 1953 года отмечал: «Под норманизмом мы понимаем «теорию», «доказывающую» неполноценность русского народа, его неспособность создать свою культуру и государственность, утверждающую за варягами-норманнами роль основателей русского государства и творцов русской культуры.
Немало было сделано попыток представить цельную картину этой «баталии», но несомненно лучшим остается до сих пор обзор В. А. Мишина, опубликованный в 1931 г. в пражском журнале «51ау1а». Не надеясь изложить материал лучше (да и понимая, что статья Мишина мало известна широкому читателю), позволю себе. привести полностью тот раздел, где автор резюмирует обзор истории варяжского вопроса, разделяя все рассмотренные им теории на две главные группы: норманнскую и антинорманнскую:
«Представители первого направления сходятся в вопросе о скандинавском происхождении руси, но расходятся: 1. В вопросе о древнейшей родине руси:
а) большинство норманистов признают летописную традицию истинной и ищут родину призванной руси в приморской шведской области Упланде;
б)другие полагают, что русь — норманнское племя, которое задолго до 860-го года переселилось на южный берег Ладожского озера иотсюда было позвано славянами;
в)третьи примыкают ко вторым, но местом первоначального поселения норманов в Восточной Европе считают берега Немана или Запад ной Двины;
г)четвертые помещали первых норманнских пришельцев на среднюю Волгу;
д пятые предполагали, что Рюрик и его братья были потомками скандинавов, которые задержались на континенте после переселения их родичей на Скандинавский полуостров; е)шестые утверждают, что норманы являлись в Восточной Европе в несколько приемов, как отдельные колонизационные валы, в
разное время и из разных краев; ж) седьмые рассматривают появление норманнов в России как длительный и широкий процесс норманской колонизации, распространявшийся из Скандинавии по всей Восточной Европе ее речными путями.
2. .. . В вопросе о способе основания русского государства: а)одни верят в призвание, б)другие считают руссов завоевателями славянских племен. 3.В вопросе о хронологии: а)одни верят летописи, б) другие предполагают более раннее время появления руси в Восточной Европе. 4.Расходятся в лингвистическом толкованииимен «русь» и «варяги».Много больше несогласий существует между антинорманистами: 1.Одни, отвергая вообще всякую историческую ценность летописной традиции, считают русь автохтонным славянским народом южной России.2 Другие точно так же считают русь славянами, но, уважая авторитет летописца, допускают возможность призвания и под призванными варягами разумеют балтийских славян. 3.Третьи видят в руси — финнов с Волги. 4. Четвертые — финнов из Финляндии.5Пятые выводят русское имя от литовцев.6. Шестые — от мадьяр. 7.Седьмые — от хазар. 8.Восьмые — от готов. 9.Девятые — от грузин.10.Десятые — от иранцев. 11.Одиннадцатые — от яфетидов.12.Двенадцатые — от каког о-т о неизвестного племени. 13.Тринадцатые — от кельтов.14.Четырнадцатые — от евреев.
И вполне возможно, что вскоре нам придется читать о происхождении руси с острова Родоса, из Родезии, или может быть и с Соломоновых островов».
Думаю, не должно вызывать сомнения, что вся эта научная и околонаучная борьба явилась в известной мере тормозом в изучении подлинного характера русско-скандинавских связей периода формирования Древнерусского государства. Еще в 1939 году Е. А. Рыдзевская высказывалась о необходимости преодоления самой противоположности норманнизма и антинорманнизма. Она полагала, что возможна правильная и объективная оценка сильных и слабых сторон обоих направлений, отошедших, по ее мнению, в прошлое русской историографии, использование того, что было в них положительного, и полная независимость от них в дальнейшей работе.
В советской историографии большой вклад в изучение этой проблемы внесли историки школы Б. Д. Грекова, сделавшие упор на исследовании внутренних факторов и разработавшие концепцию возникновения классового общества и государства в восточнославянских землях. Формирование Древнерусского государства рассматривалось исследователями как результат многовекового процесса социально-экономического развития восточнославянского общества, протекавшего на огромном пространстве от Ладоги до низовьев Днепра и от Карпат до бассейна Оки и нижней Волги. Совершенно очевидным при этом становился тот факт, что радикальные социально-экономические изменения на столь огромной территории не могли быть результатом деятельности отрядов чужеземных пришельцев-завоевателей, даже если бы эти отряды состояли не из сотен, а из тысяч воинов.
Убедительность этих выводов вскоре признали многие западные историки. Это отмечал, например, А. Стендер-Петерсен на X Международном конгрессе исторических наук (Рим, 1955), К. Рабек Шмидт в кратком обзоре дискуссии на Международном симпозиуме по варяжской проблеме (Орхус, Дания, 1968), Ж. Бланков на IX Международном съезде славистов (Киев, 1983). Последний назвал норманнскую проблему «мнимой», поскольку скандинавы не могли основать Древнерусское государство — этот процесс никак не зависел от воли предприимчивых воинов и купцов.
В формирование нового подхода к варяжской проблеме в отечественной науке огромный вклад внес В. Т. Пашуто, ученый, чей анализ письменных источников (тех, на которых сформировался норманнизм) позволил выработать тот взгляд на роль варягов в образовании Древнерусского государства, которого придерживаются на сегодняшний день большинство исследователей:
«Взгляд на Древнюю Русь как этнически неоднородное государство, выросшее из конфедерации земель-княжений, возглавляемых славянской знатью, дает возможность более точно оценить отношения Древнерусского государства со странами Северной Европы. Источники свидетельствуют о деятельности норманнских выходцев на Руси сперва (до X в.) как о неудачливых враждебных «находниках». Затем в качестве наемников-князей, воинов, купцов, дипломатов они сыграли некоторую роль в строительстве славянской знатью огромного и многоязычного Древнерусского государства».
Ученый признает объединение Руси под властью князей варяжской династии, но указывает, что до этого объединения Русь представляла собой конфедерацию 14 княжений, выросших на землях бывших племен. Наличие такого рода княжений отмечено не только в Древней Руси, но и у поморских славян, пруссов, литовцев, латышей и эстонцев. Эти княжения и их союзы могли погибнуть в результате внешнего завоевания (как в Пруссии, Эстонии, Латвии); могли отразить попытку внешнего завоевания и объединиться в самостоятельное государство во главе с князьями собственной династии (как в Литве), либо пригласив князя извне (как на Руси). Но использование иноземных институтов в этом процессе объединения княжений имеет, по мнению Пашуто, второстепенное и подчиненное значение.
В летописном делении Руси на «верховную» (с центром в Новгороде) и «низовую» (с центром в Киеве) просматриваются следы союзов земель Южной и Северной Руси. На этом основании исследователь делает вывод о том, что варяги не принесли на Русь княжеской власти и деления общества на правящих и управляемых. Варяжские князья правили от имени давших им власть древнерусских мужей, а варяжские дружины были лишь одним из слагаемых рати, в которой преобладали славянские вой. В письменных источниках, по мнению Пашуто, нет данных ни о завоевании, ни о колонизации Руси норманнами.
В наше время, однако, перспективы пополнения письменных источников практически равны нулю, тогда как археология каждые три десятилетия буквально удваивает количество своих источников. В связи с этим так называемый «варяжский вопрос» все в большей степени становится предметом ведения археологии. Да и возможности археологии в решении норманнской проблемы весьма велики. Ведь именно по археологическим данным естественно определять: время появления скандинавских древностей в Восточной Европе и установления первых контактов славян с норманнами; сферы социально-экономической деятельности, в которых развивались славяно-скандинавские отношения; вклад норманнов в материальную культуру населения Восточной Европы в IX—XI веках. Все эти вопросы поднимались в ходе памятной многим дискуссии, состоявшейся в декабре 1965 года на историческом факультете Ленинградского университета. Но лишь в 1970 году конструктивные предложения, выдвинутые участниками дискуссии и суммированные в статье Л. С. Клейна, Г. С. Лебедева и В. А. Назаренко, были опубликованы . Впервые ученые в отечественной науке детально осветили характер «норманнских древностей» на древнерусской территории. Они выработали строго научную и логически последовательную методику определения этнической принадлежности археологических материалов и объективную систему подсчета «достоверно варяжских комплексов».
Что же дал анализ археологических материалов? Выяснилось, что к IX веку установились первые связи некоторых восточноевропейских племен со скандинавами. На тех же участках Волжского и Днепровского торговых путей, где в IX веке встречаются лишь отдельные скандинавские погребения в Х веке варяги составляли в отдельных местностях не менее 13% населения.
Археологические материалы показывают вхождение норманнов в состав социальной верхушки Древней Руси, а также социальную неоднородность скандинавских пришельцев. Опираясь на эти данные, можно отбросить представление о «вокняжении» на Руси варяжской династии, то есть о завоевании неожиданно высокого положения представителями пришлой знати, не имевшими никакой опоры в восточноевропейской среде. По мнению Клейна и его учеников, славяно-варяжские отношения в IX—X веках были значительно более сложными и охватывали различные стороны жизни восточноевропейских племен; это и торговля с Востоком и Западом, и совместные военные походы, и развитие ремесла, и внутренняя торговля, Изучение этих отношений позволяет по-настоящему понять важные процессы, связанные с образованием Древнерусского государства .
Со времени выхода этой статьи прошло двадцать пять лет. Но не прекращается дальнейшее выявление и систематизация «норманнских древностей» на древнерусской территории. Находки и комплексы скандинавского происхождения обнаруживаются в сложных по составу могильниках Ярославского Поволжья, Юго-Восточного Приладожья, Верхнего Поднепровья. Систематически исследуются и основные летописные центры, связанные с «варяжской проблемой», — Ладога, Рюриково городище под Новгородом, Новгород, Изборск, Белоозеро, Ростов, Полоцк. Варяжское присутствие на древнерусской территории делается все более очевидным. Но при этом все ярче проявляется несостоятельность концепции «колонизации» Верхней Руси скандинавами и тем более ее «норманнского завоевания».
Необходимым условием объективного анализа русско-скандинавских отношений, основанного на археологическом материале, является систематизация категорий и классов находок. На сегодняшний день такая работа проделана по русским кладам IX—XIII веков, по древнерусскому оружию, по отдельным категориям ювелирного и косторезного ремесла, по нумизматическому материалу.
Географическое распределение скандинавских находок оказывается весьма показательным. Оно говорит об особом значении для русско-скандинавских отношений водных путей, пересекавших Восточную Европу. Как выясняется, наиболее ранние международные торговые связи установились по Волжскому пути, связавшему и славян и скандинавов со странами Средней Азии и Переднего Востока. Первоначально вся система восточноевропейских водных путей была ориентирована на Волгу. Особо значимы были два направления восточной торговли; Ладога—Волга и Западная Двина-Днепр—Волга. На них расположены Ладога и Гнездово— центры, в которых варяжское присутствие прослеживается наиболее отчетливо. Возникший как внутригосударственная магистраль, меридиональный Волховско-Днепровский путь ко второй половине X века приобрел важное международное значение. Именно он известен как путь «из варяг в греки».
Хронология «норманнских древностей» позволяет уточнить разрабатываемую в последние годы периодизацию русско-скандинавских отношений IX—XI веков. Весьма важно принципиальное совпадение в этом вопросе выводов разных исследователей. Так, предложенная Е. А. Мельниковой и В, Я. Петрухиным хронологическая схема вполне согласуется с более дробной шкалой Г. С. Лебедева, учитывающей изменения русско-скандинавского взаимодействия в каждые 25—30 лет.
В рамках первого периода (до середины IX века) выделяются следующие этапы: 750—830-е годы (первые контакты варягов со славянами), 840—850-е годы (обострение отношений, «изгнание варягов»). Второй период, со второй половины IX по первую половину X века, включает такие этапы: 860—880-е годы («призвание князей», стабилизация отношений с викингами в Верхней Руси, сложение системы международных путей), 880—910-е годы (участие варягов в объединении Древнерусского государства), 910—950-е годы(постепенная ассимиляция варягов, использование временных наемных контингентов скандинавских воинов). Третий период, середина — вторая половина X века, консолидация раннефеодальной государственности как в Древней Руси, так и в скандинавских странах: 960—970-е годы (перестройка системы торговых путей, упадок Волжской магистрали после походов Святослава, возрастание роли Днепровского пути, полностью контролируемого Древнерусским государством). Четвертый период, конец X — первая половина XI века, включает этапы: 980—1016 годы (военное наемничество, династические связи), 1016—1054 годы (связи приобретают характер межгосударственных отношений средневековья) . Как всякие схемы, обе приведенные мною хронологические таблицы достаточно условны, но все же за ними стоят факты и с их помощью реконструируемая историками картина делается более конкретной.
Если на протяжении столетий русско-скандинавские отношения раннего средневековья рассматривались как однонаправленный процесс воздействия скандинавов на социально-политическое и культурное развитие народов Восточной Европы, то в недавнее время был поставлен вопрос о двустороннем взаимодействии Скандинавии и Древней Руси. Сейчас же на смену ограниченной двусторонними русско-скандинавскими отношениями выступает более реалистичная картина многосторонних экономических, социально-политических и культурных связей стран, расположенных по берегам Балтийского моря. В систему этих связей были вовлечены народы Северной и Восточной Европы — славяне и скандинавы, балты и финны. Создатель «циркумбалтийской» концепции Г. С. Лебедев рассматривает ее как наиболее перспективную альтернативу дискуссии норманнистов и антинорманнистов, уходящей в историографическое прошлое.
По мере того как археология умножает свои данные, количество постепенно переходит в качество, и археологический материал дает возможность ставить и решать новые задачи. В то же время письменные источники, по мере усовершенствования методики их анализа, удается прочитывать по-новому, что позволяет выявлять содержащуюся в них действительную информацию Наиболее показателен в этой связи пересмотр летописной «легенды о призвании варягов». После работ А. А. Шахматова, показавшего, что легенда о призвании — искусственная поздняя вставка, полная домыслов, некоторые исследователи отказались видеть в ней отражение каких бы то ни было реальных фактов. Но не все. Иные, как М. Н, Покровский, полагали, что «всего безопаснее» придерживаться текста летописи. Легенда тем самым превращалась в исторически достоверное известие. Так, А. Н. Кирпичников, И. В. Дубов и Г. С. Лебедев «призвание Рюрика» рассматривают как продуманную акцию, позволявшую урегулировать отношения в масштабах всей Балтики, да и самого Рюрика отождествляют с мелким датским конунгом Рёриком Ютландским, следуя фантастической гипотезе полуторавековой давности Фр. Крузе.
И все же пересмотр легенды в сравнительно-историческом аспекте и в контексте раннесредневековой дипломатии позволяет установить историческую основу отдельных ее элементов. Еще В. Т. Пашуто отметил вероятную достоверность той части легенды которая содержит древнерусскую правовую лексику— «ряд» и «право», отражающую условия, на которых был приглашен на княжение скандинавский конунг. Е. А. Мельникова и В. Я. Петрухин, анализируя сообщения «Повести временных лет» о договорах Руси, о регулировании отношений с варягами, а также сопоставляя практику договоров со скандинавскими конунгами в Англии и Франции, пришли к заключению о реальности «ряда» варяжской легенды. По их мнению, он дошел до составителя «Повести временных лет» в устной традиции. Обращение летописца к легенде о призвании соответствовало задачам ранне исторического описания. «Ряд» заключался представителями нескольких славянских и финских племен (знатью, представлявшей собой верхушку новгородской межплеменной конфедерации) с предводителями военного отряда; «ряд» предусматривал передачу им верховной власти на территории этих племен; «владение» приглашенных ограничивалось условием «судить по праву», то есть руководствоваться местными правовыми нормами. «Ряд» также должен был включать условия содержания и обеспечения варягов, князя и его дружины. Истоки «ряда» варяжской легенды прослеживаются в древнерусской вечевой практике.
Активно ведутся в последние годы языковедческие исследования, связанные с «норманнской проблемой». Так, изучен вопрос о вероятных древнешведских лексических заимствованиях из древнерусского языка. Удалось установить их немногочисленность, а также связать с дружинным бытом и торговыми отношениями. Подвергнута анализу скандинавская топонимия Древней Руси. Выяснено, что топонимы, сохранившиеся в памятниках древнескандинавской письменности и относящиеся к древнерусским городам, ориентированы на фонетический облик географических самоназваний. Как кажется, находит убедительное разрешение и вопрос о названии «русь». Частный, относящийся к области исторической этнонимики, он больше двух столетий включался в качестве одного из центральных в широкую проблему происхождения Древнерусского государства, а иногда и подменял ее. Серия работ Е. А. Мельниковой и В. Я. Петрухина в значительной мере проясняет этот сложный вопрос. Возникновение слова «русь» приурочено исследователями к зоне ранних — с середины VIII века — славяно-фенно-скандинавских контактов. Ими также прослежена его эволюция от этносоциального термина, служащего для обозначения скандинавов, — через наименование полиэтничных великокняжеских дружин периода формирования Древнерусского государства — к названию древнерусской раннесредневековой народности.
Итак, картина скандинавского присутствия в Восточной Европе имеет мозаичный (хотя и очень детальный) характер. Однозначным может быть пока лишь негативный ответ на вопрос: можно ли назвать варягов создателями Древней Руси? Однако роль внешнего, варяжского завоевательного и торгового импульса в складывании Древнерусского государства и степень участия (вне сомнения — значительного) скандинавов в процессах, происходивших на Руси, еще должны быть определены.
«Центрами образования Древнерусского государства стали города Киев и Новгород. Выгодно расположенные на торговом пути «из варяг в греки», они объединили вокруг себя две группы восточнославянских племен — северную и южную. В первую вошли словене, кривичи и ряд неславянских племен. Во вторую — поляне, северяне, вятичи. В конце IX века произошло объединение южной и северной групп восточных славян в единое Древнерусское государство. По всей видимости, роль катализатора, способствовавшего созданию государственного образования на территории Руси, сыграли выходцы из Скандинавии — варяги (норманны). Появившись в Новгороде первоначально в качестве наемной дружины местного князя, они смогли затем захватить власть. Организованный варяжским предводителем Олегом поход позволил в 882 году завоевать Киев и перенести туда центр объединенного государства. По традиции, эта дата считается началом российской государственности.
Вместе с тем нельзя преувеличивать значение варяжского элемента в создании Древнерусского государства. Причины его появления коренятся в длительной эволюции восточнославянских, финно-угорских и других племен, постепенном совершенствовании хозяйственных и социальных структур, налаживании межплеменных связей. В конечном итоге именно это стало главным условием возникновения государства.». (Краткое пособие по истории России. М., 1993. С. 11—12)
Вопросы
1.История возникновения варяго- русского вопроса. Взгляд на варяго-русский вопрос в XX в. В чем сущность норманнской теории?
2.Что такое «варяжский вопрос»? Какие вопросы он в себя включает?
3.Происхождение термина «русь» и споры по этому вопросу.
4.Археологические данные по вопросу.
5.Летопись о призвании варягов: легенда или реальность?
6.Какова на ваш взгляд роль варягов в образовании Древнерусского государства?
*До 1 января 1700 г. в России применялось Византийское летоисчисление, которое велось «от сотворения мира». По преданию, мир сотворён был за 5508 лет до рождения Христова. например: лето 6787 -это на наше время 1279.