Русская культура X — XVI века
Древнерусская культура X – XIII века
Письменность и просвещение
Письменность – важнейшее средство закрепления и передачи во времени и пространстве знаний, идей, мнений, сохранении и распространении достижений культуры.
Создание славянской азбуки: византийские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий. Первые богослужебные книги – переводная богословская литература.
Создание собственной литературы:
- жития святых;
- «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (XI в.);
- «Русская правда»;
- «Слово о полку Игореве» - наиболее выдающееся произведение древнерусской литературы: рассказ о неудачном походе во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 году. Содержит призыв к русским князьям прекратить усобицы;
- «Поучение детям» Владимира Мономаха (XII век).
Распространение грамотности среди широких слоёв городского населения:
- Берестяные грамоты;
- Граффити (надписи на стенах);
- Надписи на изделиях (горшках), клейма мастеров;
Система образования:
- Монастыри как образовательные и научные центры;
- Школы, созданные в Новгороде и Киеве Ярославом Мудрым для детей старост и духовных лиц.
Древнейшая книга – Остромирово Евангелие (1057), два Изборника князя Святослава Ярославича (1073 и 1076).
Ведущий центр книжности – Киево-Печерский монастырь, основанный в правление Ярослава Мудрого.
Древнейший летописный свод – «Повесть временных лет», 1113 год, составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором – огромная роль в утверждении идеи единства Руси. С XII века – новый период летописания – возникновение множества летописных центров, местный характер летописи (основное внимание – на события своего княжества).
Архитектура
До конца X века не существовало традиции монументального каменного зодчества, но были богатые традиции деревянного строительства, повлиявшие на последующую каменную традицию.
Заимствование принципов архитектурного строительства храмов из Византии: крестово-купольный тип храма на четырёх столбах:
- Первая каменная постройка в Киеве – Десятинная церковь (конец X века), разрушена монголо-татарами в 1240 году;
- Спасо – Преображенский собор в Чернигове (XI в.);
- Софийский собор в Киеве (1037 – 1054)
- Новгородский Софийский собор ( проще, лаконичнее, строже киевского).
С XII века – новый этап в развитии архитектуры – меньше масштаб церквей, поиск более простых, гармоничных форм, скромность отделки.
Наиболее типичным стал кубический храм с массивной одноглавкой («храмы – богатыри»).
Влияние романского стиля во внешнем оформлении построек: аркатурные пояса, группы полуколонн и пилястры – каменная резьба на внешней поверхности стен.
Наибольшим было это влияние в Галицко – Волынском княжестве (Успенский собор в Галиче, не сохранившийся до наших дней).
Зодчество Владимиро-Суздальской Руси имело более парадный характер, период его расцвета – княжение Андрея Боголюбского (Золотые ворота и Успенский собор во Владимире, замок в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли). Особое место во Владимиро-Суздальской архитектуре занимает Дмитриевский собор во Владимире (XII век).
Живопись
- Мозаика (изображение из цветных камней, смальты или керамических фрагментов);
- Византийское влияние наиболее заметно. Один из шедевров – Богоматерь в Софийском соборе (Киев). Дмитрий Солунский (Михайловский собор, Киев XII век. В настоящее время – в Третьяковской галерее).
- Фреска (роспись по сырой штукатурке водяными красками) – наиболее долговечное изображение;
- Иконопись на деревянной доске, обтянутой холстиной, яичные темперные (масляные) краски. Владимирская Богоматерь и Григорий Чудотворец.
- Возникновение книжной миниатюры (древнейшие – в Остромировом Евангелии).
Ремесло
Металлургическое производство – производство оружия и военных доспехов
Ювелирное дело
Основной технический приём – литьё. Помимо литейного производства использовались:
- Ковка;
- Чеканка;
- Скань (изделия из скрученной свитой серебряной или золотой проволоки)
- Зернь (мельчайшие серебряные или золотые зерна (300 шариков на 1 см.кв.) припаивались на пластину);
- Чернь (инкрустация золотом и серебром по вычерненному фону);
- Эмаль (техника перегородчатой эмали).
Культура Руси XIV – XVI веков
14 – 15 века – основная идея – преодоление последствий татаро-монгольского нашествия, ликвидация ордынского ига через собирание русских земель.
16 век – основная идея – укрепление государства, единство и централизация.
Фольклор
В 14 веке борьба с татаро-монгольским нашествием, основная тема творчества – сказания:
- О битве при Калке
- О разоренииРязани Батыем
- О Куликовской битве
- Героический былинный эпос – как татары подступили к Киеву и былинные богатыри изгоняли захватчиков
Новгородские былины о Василии Буслаеве и Садко отражают вольнолюбивый дух новгородцев.
Жанр исторической песни (в отличие от былин – реальные события):
- «Песня о Щелкане Дюдентьевиче»( о восстании в Твери в 1327 году).
- В 16 веке - песня о взятии Казани, цикл песен о Ермаке.
Просвещение
Монастыри – центры книжности: книгописные мастерские и библиотеки (Троице-Сергтев, Кирилло-Белозерский, Слолвецкий и другие монастыри).
В 16 веке на смену пергаменту приходит бумага – смена графики письма: полуустав и скоропись (с 16 века).
В середине 16 века - зарождение книгопечатания:
- Первая типография в России - в 1553 г. В Москве;
- В 1563 году на средства казны типография на Никольской улице в Москве (Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец) – первая печатная книга – «Апостол», а затем – «Часовник»;
- Всего до конца 16 века в Москве было напечатано около 20 книг (тиражом до 1000 экземпляров);
- Однако печатная книга не вытеснила рукописную.
Литература
В 14 веке важнейшие произведения письменности – летописи. Крупнейшие центры летописания – Новгород, Тверь, Москва, Смоленск.
Московское летописание постепенно приобретает общегосударственный характер, идея единства русской земли.
В1409 году – первый общерусский летописный свод (Троицкая летопись).
Особое влияние на развитие русской литературы в 14 – 15 веках оказала Куликовская битва. Появляются:
- «Задонщина» (конец 14 века);
- «Сказание о Мамаевом побоище» (конец 14 века);
- «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича»;
- «Повесть о Московском взятии земли русской» - описание событий 1382 года
Возникновение жанра «Хождений». Наиболее известное - «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – превое описание Индии, составленное европейцем.
Появление светской литературы: «Повесть о Петре и Февронье».
Церковная литература:
- «Жития» митрополита Петра, Сергия Радонежского, Стефана Пермского.
- В 16 веке митрополит Макарий - сборник житий святых, расписанных по месяцам – «Великие Четьи – Минеи».
В середине 15 века – сборник занимательных и нравоучительных рассказов по всемирной истории – Хронограф.
В 16 веке по инициативе Ивана Грозного создаётся Никоновский летописный свод и Лицевой свод (16 тысяч миниатюр), а также Степенная книга царского родословия.
В 16 веке продолжает развиваться воинская повесть:
- «Сказание вкратце от начала царства Казанского» (Казанский летописец) – рассказ о взятии Казани в 1552 году
- «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков».
Литература 16 века - Домострой - свод правил поведения и энциклопедия домашнего хозяйства.
В 16 веке зарождается публицистика:
- челобитные Ивана Пересвета;
- переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.
Общественная мысль
Внутри православной церкви развернулась борьба между иосифлянами и нестяжателями.
Нестяжатели (во главе с Нилом Сорским) полагали, что монахам следует кормиться трудами рук своих, отрицали церковное землевладение.
Их противники (во главе с Иосифом Волоцким) настаивали на праве церкви владеть недвижимостью и богатствами, чтобы иметь возможность заниматься благотворительностью.
В начале 16 века иосифляне , получив поддержку Ивана III, одержали победу.
В начале 16 века игуменом псковского монастыря Филофеем выдвинута концепция»Москва – третий Рим».
Архитектура
С середины 14 века в Московском княжестве развернулось каменное строительство:
- в 1367 – 1368 годах строится белокаменный московский Кремль;
- около 1400 года – Успенский собор в Звенигороде – древнейший памятник московского каменного зодчества, дошедший до нас;
- Троице-Сергиев монастырь (Троицкий собор 1422 года) и Спасский собор Андронникова монастыря
- Ансамбль Соборной площади московского Кремля: Успенский собор (архитектор Аристотель Фиорованти), Благовещенский собор (работы псковских мастеров), Грановитая палата (Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари); все – конец 15 века и Архангельский собор начало 16 века;
- В конце 15 – начале 16 века под руководством итальянских мастеров сооружены кирпичные стены московского Кремля (сохранились до наших дней);
- В 30-годы 16 века сооружается Китай – город, а в конце 16 века – стены Белого города (архитектор Фёдор Конь);
- Возникновение шатрового стиля: превый храм такого типа – церковь Вознесения в селе Коломенском (основная идея – движение вверх), наиболее известен - собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного) 1555 – 1556г.г. – в честь взятия Казани, архитекторы Барма и Постник Яковлев;
- Каменные крепости - в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Туле, Коломне, Зарайске, Можайске, Смоленске, Пскове.
Живопись
14 -15 века – период расцвета иконописи и новгородской монументальной живописи;
- Феофан Грек работал в Константинополе, Новгороде, Москве (иконы Благовещенского и Архангельского соборов)
- Андрей Рублёв (монах Троице- Сергиева, затем Спасо – Андроннокова монастыря) – фрески Благовещенского собора московского Кремля, Успенского собора во Владимире, лучшее творение – Троица (1425 – 1427);
- Дионисий (инок Иосифо-Волоколамского монастыря) – ряд икон, часть фресок Успенского собора московского Кремля, роспись церкви Рождества Богородицы Феропонтова монастыря.
Жанр исторического портрета – роспись галереи Благовещенского собора 1563 – 1564 г.г. – изображение московских правителей, начиная с Даниила Александровича.
Ремесло
- Ювелирное дело, работа по серебру;
- Литейное дело: государственный пушечный двор, мастер Андрей Чохов отлил Царь – пушку (вес 40 тоннЪ;
- Новые методы кладки стен и кровли в строительном деле.
Литература
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/russkaya-kultura-16-veka.html - Русская культура XVI века
http://www.e-reading.club/chapter.php/97818/16/Zubanova_-_Shpargalka_po_otechestvennoii_istorii.html - 16. РУССКАЯ КУЛЬТУРА В XVI в
http://studopedia.ru/1_42480_russkaya-kultura-XVI-v.html - Русская культура XVI в
- Аванта+. Энциклопедия для детей. Том 07. Искусство. Часть 1-2
- Аванта+. Энциклопедия для детей. Том 05. История России и её ближайших соседей. Часть 1 (4/4)
- История русской культуры IX - XX вв. под ред. Кошман Л.В., М., 2004
- Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси. Калининград 1993
- Любимов Л. Искусство Древней Руси. М, 1981(любое издание)
- А. Муравьев, А. Сахаров - Очерки истории русской культуры IX-XVII вв (любое издание)
|