Главные ошибки, которые вы сделаете на ЕГЭ
Метапредметные ошибки
По всем предметам на ЕГЭ экзаменаторы год за годом выделяют общую проблему, которая мешает получить высокие баллы, — дети тонут в потоке информации. Они не могут адекватно понять текст или текстовое задание, им сложно вычленить главное и аргументированно сформулировать свою точку зрения или доказательства. Эти навыки закладываются в начальной школе, однако на выпускных экзаменах существенно влияют на результат. Особую сложность на экзамене составляют текстовые задачи, простые по содержанию, но объемные с точки зрения восприятия, — дети невнимательно читают условия, не могут правильно выделить вопрос и проанализировать его. Провалы нередки в той части заданий, где вместо краткого ответа требуется развернутый. Есть также пробелы в умении контролировать себя и проверять собственную работу.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральный институт педагогических измерений создали сайт, на котором есть не только аналитические материалы с типичными ошибками по всем предметам ЕГЭ, но и открытый банк экзаменационных заданий. Экзаменаторы советуют не пренебрегать этими средствами подготовки.
Математика: не смог посчитать в уме
Самые частые ошибки в ЕГЭ по математике связаны с дробями и отрицательными числами — такие результаты из года в год отмечают специалисты из федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике. То есть «слабым местом» оказались темы, которые ученики проходят в 5-7 классах. В «топ» также входит: невнимательная работа с вероятностью, неправильное чтение графиков, незнание основных планиметрических утверждений, неумение работать с формулами стереометрии.
чтобы успешно сдать математику, важно пройти всю программу целиком, а не только «то, что пригодится на экзамене»
Экзаменаторы отмечают, что ученики не понимают условие задания, допускают простейшие арифметические ошибки и не умеют себя проверить — все это, естественно, очень негативно влияет на результат. Выяснилось также, что геометрию школьники знают хуже алгебры. По наблюдениям экзаменаторов, больше половины учеников не умеют доказывать, — а ведь даже правильно решенный пример без доказательства не засчитывается.
Для того чтобы успешно сдать экзамен по математике, важно пройти всю программу целиком, а не только «то, что пригодится на экзамене», повысить свою культуру вычислений, то есть минимизировать использование калькуляторов, развивать умение читать графики, правильно использовать терминологию и учить формулы.
Русский язык: использовал жаргон
Судя по результатам экзамена 2016 года, самым сложным для понимания в русском языке был и остается раздел «Синтаксис». Только 55% экзаменуемых не допускают в собственной письменной речи грамматических ошибок. По мнению экспертов, уровень культуры речи выпускников тоже резко падает. Выпускники нередко расставляют знаки препинания там, где их не должно быть, часто не могут разделить сочинения на смысловые части, не умеют грамотно и внятно начать сам текст. Кроме того, школьники часто неоправданно используют просторечные и жаргонные слова: специалисты отмечают, что на это сильно влияет язык современных СМИ и социальных сетей.
экзаменуемые успешно находят просторечную лексику и вопросительные конструкции, но путаются в метафорах
Всего треть выпускников может правильно назвать использованные в тексте изобразительно-выразительные средства языка, то есть сопоставить функции этого средства с самим термином: экзаменуемые успешно находят просторечную лексику и вопросительные конструкции, но путаются в метафорах и признаках градации.
«Топ» самых распространенных ошибок:
- неверная расстановка знаков препинания с вводными словами и конструкциями,
- ошибки в образовании формы слова,
- неверное определение средств связи предложений в тексте,
- ошибочное написание «не» и «ни» с разными частями речи,
- неверная постановка знаков препинания в предложениях с обособленными членами.
Сочинение: пересказал роман
Главная причина неудачи на сочинении — подмена комментария пересказом и неумение подобрать аргументы для обоснования собственной позиции. По подсчетам экзаменаторов, только около 6% экзаменуемых могут верно сформулировать суть текста, дать комментарий и доказать свою точку зрения.
Треть выпускников не может аргументировать свою точку зрения, а 63% приводят мало аргументов, либо используют ошибочные. Экзаменаторы отмечают также очень узкий читательский кругозор и низкий культурный уровень выпускников, что выливается в огромное количество фактических ошибок, связанных с искажением имен авторов и действующих лиц, а также названий и деталей сюжета художественных произведений.
Классический пример языковой нечуткости: «Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили»
Дети не чувствуют язык, употребляя слова и фразеологизмы в несвойственном им значении, не учитывая стилистических особенностей, эмоционально-экспрессивных оттенков и смешивая лексики разных исторических и социальных эпох. Классический пример такого рода языковой нечуткости: «Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили». Еще одна проблема — плохой почерк. Эксперты жалуются, что иной раз часами разбирают «забор слов». В последнее время даже стали появляться предложения набирать тексты на компьютере.
Влияет на оценку и объем сочинения: за произведение, где использовано меньше 70 слов, гарантировано можно получить 0 баллов. При этом надо помнить, что длинные цитаты и фрагменты, взятые из самого текста задания, не засчитываются.
Обществознание: не запомнил Конституцию
На экзамене по обществознанию школьники «плавают» в следующих темах:
- основы конституционного строя в России,
- права и обязанности граждан,
- суть федеративного устройства,
- разделение полномочий регионов и федерального центра.
Больше половины выпускников думает, что исполнительная власть принадлежит Генпрокуратуре, Счетной палате и Госдуме
Больше половины выпускников думает, что исполнительная власть в стране принадлежит не правительству, а Генпрокуратуре, Счетной палате и Госдуме. Также анализ работ по обществознанию показал, что выпускники плохо знают содержание Конституции, в частности не понимают положения, касающиеся правового статуса гражданина, основ государственного устройства страны, полномочий высших должностных лиц и органов власти, реализации принципа федерализма. Они также путаются в вопросах функционирования общественных институтов, в первую очередь государства. Экзаменаторы отмечают, что познания школьников в обществознании фрагментарны: они не умеют использовать информацию, полученную на других уроках.
История: не понял, что за культ личности?
Самыми проблемными для школьников стали вопросы по истории России первой половины XX века, особенно материал по истории Гражданской войны: Врангеля от Деникина они отличить не в состоянии.
Плохо понимают нынешние школьники и суть революционных событий 1917 года — больше половины выпускников не смогли ответить на вопросы, которые касались этого важнейшего для страны события. Многие не сумели ответить на вопросы, связанные с формированием культа личности Сталина, — но тут винить детей не за что: взрослые сегодня тоже нередко становятся жертвами прославления тоталитаризма. Зато на вопросы о ВОВ две трети школьников отвечают правильно, — правда, если в них нет конкретных имен военачальников и героев войны, а также названий военных операций.
Тяжело идут задания на установление хронологической последовательности, когда события надо соотнести с эпохой
Впрочем, история современной России тоже дается школьникам с трудом. Тяжело идут задания на установление хронологической последовательности, когда нужно применить знания о принадлежности отдельных событий к определенным периодам истории и соотнести их с конкретной эпохой.
Английский язык: «It was gooder»
Раздел «Письмо» — традиционно самый проблемный на экзамене по иностранному языку: большая часть тех, кто набрал минимальное количество баллов, провалились именно тут. А из всех разделов письменной части ЕГЭ самым сложным оказывается «Грамматика и лексика», где проверяется языковая компетенция.
Школьники допускают ошибки в заданиях, в рамках которых проверяется базовый уровень владения грамматикой, подчас не знают форм простого прошедшего времени неправильных глаголов, сравнительной и превосходной степени прилагательных «good», «bad» и т. п. Низким остается процент успешного выполнения заданий на использование видовременных форм глагола, особенно в косвенной речи, а также в пассивном залоге. Даже сильные дети не всегда справляются с заданиями на использование формы Future-in-the-Past в косвенной речи.
возникает много ошибок при построении вопросов, что говорит о недостатке грамматических навыков
В устной части экзамена возникает много ошибок при построении вопросов, что, по мнению экзаменаторов, также говорит о недостатке грамматических навыков. А в разделе «Аудирование» экзаменуемые, как правило, выхватывают отдельные фразы или слова, не обращая внимания на детали и контекст. Они, скажем, могут уловить, что Мэри похудела, но не обращают внимание на «a lot» в утверждении. В беседе Мэри говорит, что, может быть, она и похудела на несколько килограммов, но тут нечего хвастаться: то есть, для нее самой это мало, а не много.