Суббота, 22.06.2024, 09:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Методические рекомендации по нормам оценок | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Июнь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

Методические рекомендации по нормам оценок для учителей истории, обществознания, ИЗР 7-11-х классов, экономики, права 10-11 классов

 

 

1. Документы, определяющие нормативно-правовую и информационную основу преподавания истории и обществознания

· Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 000 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

http://www. edu. ru/db/mo/Data/d_04/1089.html.

· Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

http://www. school. edu. ru/dok_edu. asp

· Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 000 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

· Приказ Минобразования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 000 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 000 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»»

· Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07. 2005 № 03 – 1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

· Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

http://www. /ob-edu/noc/rub/standart/

· Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования.

http://www. /ob-edu/noc/rub/standart/

· Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов.

http://www. /ob-edu/noc/rub/standart/

· Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

http://www. /ob-edu/noc/rub/standart/

2. Оценка знаний и умений учащихся по истории и обществознанию.

Для контроля и оценки знаний и умений по предметным областям: "История" (предметы: История 5-9 класс, История (история России) 10-11 класс, История (всеобщая история) 10-11 класс и "Обществознание" (предметы: Обществознание 5-11 класс, Экономика 10-11 класс, Духовное краеведение Подмосковья 8 класс) используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные работы учащихся с заданиями, требующими развернутого ответа, и контрольные работы по теме.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т. п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т. п.

Понятийный опрос предполагает проверку понятийных знаний учащихся по данному курсу, умения не только дать определение понятия, но и проиллюстрировать его конкретным примером из жизни.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предмету данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления социального мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

При письменной проверке знаний используются тестовые задания по модели ГИА (в 5-9 классах), ЕГЭ (в 10-11 классах) (по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др). Тестовые задания создают основу самостоятельных и контрольных работы. Кроме тестов применяются индивидуальные карточки, задания в которых требуют не только краткого, но и полного, обстоятельного ответа на вопрос, с учетом возможности письменной речи. В индивидуальных карточках обучающимся предлагаются также таблицы, схемы, диаграммы. Эти задания строятся как дифференцированные, что позволяет проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

 

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

90% и более

отлично, "5"

75-89%%

хорошо, "4"

51-74%%

удовлетворительно, "3"

менее 50%

неудовлетворительно, "2"

Тестовые работ по выполнению текущего контроля предлагается ученикам в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников.

1. Задания с выбором ответов.
2. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.
3. Задания на соответствие.
4. Задания на установление взаимосвязей.
5. Заполнение сравнительных таблиц.
6. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.
7. Задания с использованием рисунков и схем.

Интересным примером письменной формы контроля сформированности представлений о социальном мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

– неправильное определение понятия, за­мена существенной характеристики понятия несущественной;

– нарушение последовательности в описа­нии объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;

– неправильное раскрытие (в рассказе-рас­суждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;

– ошибки в сравнении объектов, их классифи­кации на группы по существенным признакам;

– незнание фактического материала, неуме­ние привести самостоятельные примеры, под­тверждающие высказанное суждение;

– отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не­ умение подтвердить свой ответ схемой, рисун­ком, иллюстративным материалом;

– неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изу­ченных объектов (природоведческих и истори­ческих).

 

Недочеты:

– преобладание при описании объекта не­существенных его признаков;

– неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;

– отдельные нарушения последовательнос­ти операций при проведении эксперимента, не приво­дящие к неправильному результату;

– неточности при нахождении объекта на карте.

Характеристика цифровой отметки.

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте по истории выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

Правила работы по карте для учащихся.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

3. Правильно подпишите географические и исторические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; названия рек подписывают по течению реки: от истока к устью, надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.

4. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

5. При нанесении на контурную карту исторических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

6. Названия исторических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

7. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

8. Географические и исторические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

9. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один балл).

10. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено! Только простой или цветной карандаш.

Критерии и нормы оценки практического задания

Отметка «5»:

а) выполнил работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности ее проведения;

б) самостоятельно и рационально подобрал и проанализировал необходимый материал по заданной теме (теоретический, иллюстрации);

в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, и сделал выводы;

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Критерии оценки творческой работы (презентации)

При выполнении творческих работ, проектов оценивается оформление по следующим критериям:

Баллы

Критерии

Параметры критериев

3

Форма проекта

· Стиль (единый стиль )

· Фон (спокойный, привлекающий внимание)

· Использование цвета

5

Представление информации

· Содержание информации на объектах (короткие слова и предложения)

· Расположение объектов

· Шрифты на объектах (не рекомендуется смешивание шрифтов )

· Способы выделения информации на объектах (основная информация выделяется жирным шрифтом, курсивом)

· Объем информации (главная форма содержит основные аспекты приложения, дополнительная информация вынесена в отдельный файл или форму)

5

Функциональность объектов

· Форма (при наличии нескольких форм в проекте все основные формы должны иметь один размер)

· Текстовые поля (При запуске приложения поля должны быть очищены от текста)

· Метки (при запуске приложения метки для вывода информации должны быть очищены от текста)

· Кнопки (функционируют, присутствие кнопок Сброс, Выход)

· Кнопки, Флажки и т. д.

2

Назначение проекта

· Практическая значимость проекта в учебном процессе

1. Всего 15 баллов

   

· Отметка «5» - 13 - 15 баллов

· Отметка «4» - 10 - 12 баллов

· Отметка «3»- 7 – 9 баллов

· Отметка «2» - менее 7 баллов

Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024