29.04.2018
Виды источников
Изучение истории — это не только запоминание событий и дат, но и формирование исторического мышления, чему способствует работа с источниками.
Три вида исторических источников:
- Вещественные (монеты, оружие, орудия труда, предметы быта).
- Письменные (летописи, хроники, указы, законы, книги).
- Устные (мифы, легенды, придания, сказки).
На уроках идет работа преимущественно с письменными источниками. Они, в свою очередь, делятся на два типа:
Первоисточники: повествовательно-описательные документы, мемуары и эпистолярные источники, государственные документы, материалы периодической печати, материалы делопроизводства, документы общественно-политических течений и партий, публицистика, художественная литература изучаемой эпохи.
Вторичные источники: художественная литература исторического жанра, справочная литература, научные и научно-популярные публикации. Виды работы с источниками
В учебниках, как правило, представлены специально адаптированные первоисточники, а также материалы справочной и научной литературы. Не стоит забывать о дополнительных текстах, их можно найти в рабочих тетрадях, справочниках, хрестоматиях первоисточников, научных работах, в художественной литературе и в книгах для чтения по истории.
В каждой эпохе есть основополагающие документы и другие материалы, которые нужно обязательно изучить: например, предложенный к подписанию Анне Иоанновне при вступлении на престол акт «Кондиции» или статья юриста М. П. Чубинского о мировом суде XIX века.
В учебниках для средней школы каждый параграф включает раздел с первичными и вторичными источниками. Конечно, речь идет о небольших текстах, отобранных с учетом психолого-возрастных особенностей учеников. Разделы включают задания.
Например, даны выдержки из сборника правовых норм Киевской Руси «Русская Правда». Прочитав, ученик должен ответить на непростые вопросы: «Предположите, как часто происходили убийства княжеских и боярских слуг, если в законе подробно расписаны штрафы и размеры выплат за эти преступления.
Какова была цель преступников, убивающих слуг знати? Как вы думаете, закон защищал интересы пострадавших слуг или богатых людей?».
Традиционные приемы работы с историческими источниками: Цитирование, декламация (используются небольшие документы, которые ученики могут воспринять на слух).
Комментированное чтение (позволяет сделать акценты на важных фактах).
Выборочное чтение (поиск в тексте ответа на поставленный вопрос).
Анализ (направлен на освоение учениками способов внешней и внутренней критики источника, включает структурный и смысловой анализ).
Сопоставительный анализ текстов (используется редко, но может привести к интересной дискуссии об объективности источников и о профессии историка).
Задания ЕГЭ
Задания по работе с историческими источниками в ЕГЭ могут принести до 11 баллов, а это 20% от всех возможных баллов на экзамене. Вопросы такого характера есть и в первой, и во второй части работы. Рассмотрим задания на основе актуальной демоверсии и статистику, насколько успешно выпускники справляются с подобными задачами.
- № 6. Нужно установить соответствие между двумя фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками. Выполнение 47,1%.
- № 10. Необходимо указать фамилию автора приведенного текста. (Лучше использовать распространенные фамилии, например, Сталин, а не Джугашвили). Выполнение 57,1%
- № 12. Используя отрывок текста и знания по истории, нужно выбрать из 6 суждений три правильных. Выполнение 60,6%
- № 20. Требуется установить автора, время, обстоятельства и цели создания источника. Выполнение 40,8%.
- № 21. Нужно найти определенную информацию в представленном тексте. Выполнение 72,3%.
- № 22. Необходимо ответить на вопрос об историческом явлении, используя источник и свои знания. Выполнение 30,4%.
Задания 20-22 можно отрабатывать на обобщающих уроках. Задание № 12, тоже нужно тренировать, поскольку без предварительной подготовки на ЕГЭ ученик может потратить драгоценное время на осмысление задачи.
Задания ОГЭ
В тестовой части демоверсии ОГЭ есть 4 задания на работу с источниками. Все они представлены в одинаковом формате: дан текст, нужно выбрать ответ на вопрос (кто автор, о каком историческом деятеле говорится, о какой стране, в каком году произошли описанные события).
Во второй части ОГЭ также дан текст, и по нему нужно выполнить задания двух типов:
Атрибуция документа.
Пример: «Укажите время (с точностью до половины века), когда произошли описанные события. Назовите царя, ко времени правления которого относятся описанные в тексте события».
Логический анализ структуры текста.
Пример: «В последнем абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где описана ситуация, о причинах которой сказано в тексте. Назовите не менее двух фактов, приведенных в отрывке, которые явились причинами указанной ситуации». Умение работать с источниками пригодится и на ВПР, где есть похожие задания. На уроках изучение источников всегда помогает закрепить знания о событиях.