Религиозные объединения и организации в РФ
Практикум
Вопросы.
- Объяснить выражение: Российская Федерация –светское государство.
- Что такое свобода совести?
- Что вам известно о законодательных нормах в отношении создания религиозных объединений в органах власти?
- Права религиозных организаций, типичные для других организаций
- Какие проблемы угрожают межрелигиозному миру и согласию в нашей стране:
Проблема |
Содержание проблемы |
Религиозная нетерпимость |
|
Расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий |
|
- Какой закон (название, дата) регулирует отношения государства и организаций верующих?
- Что такое свобода вероисповедания?
- На основании каких норм государство может приостановить деятельность религиозных объединений и организаций? Привести примеры.
- Специфические права религиозных организаций.
- Какие религиозные организации называются экстремистскими?
Задания
Задание №1:Сформулируйте свою точку зрения о роли религиозных организаций в современной России. Используйте дополнительные материалы для обоснования своей позиции
Задание №2: дополните схему, используя дополнительные материалы
Влияние религиозных организаций на различные сферы жизни общества
позитивное негативное
- -
Задание №3: Определите, какие правовые нормы обеспечивают свободы и безопасность граждан в вопросах веры.
1.Правовые нормы, обеспечивающие 2.Правовые нормы, принцип светскости государства и обеспечивающие безопасность свободы совести граждан
- -
Задание №4: Определите, в чем, на ваш взгляд, состоят основные проблемы в деятельности религиозных организаций в современном обществе
Задание №5. Заполнить таблицу- Формы религиозных объединений
Форма объединения |
Определение (что такое) |
Цель деятельности |
Условия деятельности |
Религиозная группа |
|||
Религиозная организация |
|||
1)Местная религиозная организация |
|||
2)Централизованная религиозная организация |
Задание №6 . Заполнить таблицу- Права религиозных организаций
Права,типичные для других организаций |
Специфические права религиозных организаций |
Не менее трёх |
Не менее трёх |
Задание №7. Какие проблемы угрожают межрелигиозному миру и согласию в нашей стране:
Проблема |
Содержание проблемы |
Религиозная нетерпимость |
|
Расширение деятельности нетрадиционных конфессий и религий |
Дополнительные материалы
№1 По данным справочника «Религиозные объединения Российской Федерации», подготовленного с участием Совета Федерации, на долю Русской православной церкви приходится свыше половины религиозных общин (6709 из 12 тыс.), объединяющих примерно 75% верующих россиян. Мусульманских общин 2349, в них состоит 18% верующих россиян. Религиозной жизнью приверженцев ислама в нашей стране руководит 43 духовных управления мусульман, объединенных в Центральное управление мусульман России и европейских стран СНГ, Духовное управление мусульман Европейской части России, Высший координационный центр духовных управлений мусульман России и Совет муфтиев России.
Кроме того, в России действуют 113 буддийских общин. Центральное управление буддистов действует с 1946 г. В новой России буддийские организации возникли в разных регионах: Калмыкии, Тыве, Москве, Санкт-Петербурге, Анапе, Белгороде, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону и др.
Зарегистрированы в России организации и других религиозных конфессий: Римско-католической церкви, старообрядцев, евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской — пятидесятников, адвентистов седьмого дня и др.
Дополнительные материалы №2
1.До 1996 г. в Москве и ряде других регионов России действовали отделения Аум Синрикё. По обвинению в антиобщественной деятельности в отношении действовавших в России руководителей этой корпорации было возбуждено уголовное дело. А в 2004 г. в Японии лидеру международной религиозной корпорации Аум Синрикё Тидзуо Мацу-мото (ритуальное имя Сёко Асахара) был вынесен смертный приговор. Основанием для такого решения суда явились факты изготовления смертоносного газа зарина и его использование для осуществления терактов в токийском метро по приказу Асахары
2.В новой России влияние религиозных организаций на общественную жизнь и политические процессы возрастает. Этот рост проявляется в многочисленных акциях благотворительности и милосердия разных конфессий, в объединении усилий при проведении правозащитных, миротворческих, экологических акций.
3. Так называемые новые религиозные движения (в мире до 140 млн верующих являются их приверженцами, а в России их число по разным оценкам доходит до 300— 400 тыс.) крайне неоднородны. Одни заняты милосердием и благотворительностью, тратя большую часть средств и сил на помощь ближним, другие сконцентрированы на своих внутриобщинных проблемах и религиозной практике, игнорируя жизнь общества и его заботы. А некоторые больше похожи на религиозно-философские учения или медицинско-оздоровительные системы, сведя к минимуму обычные формы религиозной жизни.
4.Ученые-религиоведы отмечают, что многие нетрадиционные культы представляют собой особый тип религиозных организаций. В них, как правило, отсутствуют строго разработанные вероучения, а структура их нередко жестко иерархическая с авторитарным лидером. Для них типична оппозиционность к официально признанным ценностям и церковным идеалам. Культ в таких общинах сочетается с использованием методов психического воздействия и манипулирования. Подобная деятельность оказывает вредное, а порой и разрушающее воздействие на индивидуальное и общественное сознание, ведет к нарушению социализации личности. Последователи таких культов бросают работу, учебу, уходят из семей. Примером такого культа служит Белое братство Юсмалос, проповедовавшее конец света в октябре 1993 г., веру в новое воплощение Христа в Марии Дэви Христос (такое имя приняла одна из создательниц организации Марина Цвигун).
Некоторые религиозные группы и общины явно попадают под определение экстремистских.
Дополнительные материалы №3
1.Отношения государства и организаций верующих строятся на правовых принципах. Большое значение имеет принятый в 1997 г. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Государство предоставляет своим гражданам право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужении, религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Закон запрещает вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также их обучение религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих.
2.Религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории нашей страны, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Такое объединение должно обладать соответствующими этой цели признаками:
- совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии или религиозное воспитание своих последователей.
3.Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. При этом законодательство запрещает создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях. Обратим внимание на то, что лицам, работающим в этих организациях, не запрещается осуществление свободы совести, речь идет лишь о запрете создавать в учреждениях и органах власти объединения по религиозному признаку .Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, обучать религии и осуществлять религиозное воспитание своих последователей.
4.В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность общественных и религиозных объединений, иных организаций, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.
Кроме того, обеспечивая гарантии прав и свобод своих граждан, государство имеет полномочия приостанавливать деятельность религиозных объединений или ликвидировать религиозные организации в случае нарушения ими законодательства. За неоднократные или грубые нарушения норм Конституции РФ, российского законодательства, за нарушение общественной безопасности и общественного порядка, за действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности, а также за ряд иных противоправных проявлений по решению суда религиозные организации могут быть ликвидированы.
Дополнительные материалы №4
Ученые-социологи провели исследование. В ходе исследования был произведен опрос граждан разных возрастов. Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) был задан вопрос: «Какая область культуры, на ваш взгляд, в наибольшей степени влияет на формирование духовного мира личности?» Результаты, полученные в результате опроса (в %), представлены в диаграмме:
Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?
1)Значение морали в современном обществе, судя по данным опроса, существенно занижено по сравнению с другими областями культуры.
2)Роль искусства респонденты считают более значимой, чем роль науки.
3)Наука и религия, по признанию респондентов, практически равны по степени влияния на личность.
4)В век научно-технического прогресса, наука, по мнению большинства респондентов, стала ведущим фактором в становлении духовного мира людей.
Дополнительные материалы №5
- Философия «Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга» (Дж. Свифт).
- Философия «Между религией и настоящей наукой нет ни родства, ни дружбы, ни вражды: они на разных планетах» (Ф. Ницше).
- Философия «Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией» (Р. Тагор).
Дополнительные материалы №6
Тоталитарные секты несут в себе опасность на четырех уровнях: на уровне личности; на уровне семьи; на уровне общества; на уровне государства.
Тоталитарные секты несут опасность на уровне личности, потому что они лишают человека свободы, порабощают его и жестоко эксплуатируют. Разрушаются человеческие жизни, ломаются судьбы, наносится тяжелый, а зачастую и непоправимый урон здоровью, как психическому, так и физическому.
Тоталитарные секты несут опасность на уровне семьи, потому что каждая тоталитарная секта представляет собой некую эрзац-семью, претендующую на то, чтобы заменить подлинную, настоящую семью человека, вытесняет семейные привязанности и разрушает семейные узы. Развал семей является постоянным спутником тоталитарных сект.
Тоталитарные секты опасны на уровне общества, потому что ничего не производят и существуют исключительно паразитическим образом, оттягивая от общества ресурсы, как людские, так финансовые и всякие иные. Тоталитарные секты не могут ничего производить, и в конечном итоге они время. И на протяжении всей истории Церкви последователей Христа гнали, арестовывали, терзали, казнили. Но враг не смог одолеть Христовой Церкви. Это свидетельствует о неземном происхождении христианства, о его Божественном происхождении, следовательно, о его истинности.
Наконец, верным способом для нахождения истинной Церкви Христовой является историческое исследование. Истинная Церковь должна непрерывно восходить к апостольским временам. Если церковь возникла в XVI или в каком-нибудь другом столетии, а не в апостольское время, то она не может быть истинной. По этому одному признаку надо отклонить претензии на звание истинной Церкви Христовой всех деноминаций, ведущих свое начало от Лютера и его последователей, как то — лютеранскую, кальвинистскую, пресвитерианскую, и более поздние — мормонскую, баптистскую, адвентистскую, свидетелей Иеговы, пятидесятников и прочих, им подобных. Эти деноминации основаны не Христом или Его апостолами, а лжепророками — лютерами, кальвинами, Генрихами, Смитами и другими новаторами.