Рискуя уйти под лед: подвиг "Дороги жизни"
Сергей Варшавчик, для РИА Новости
75 лет назад, 22 ноября 1941 года, заработала ледовая дорога через Ладожское озеро. Эта единственная транспортная артерия, связывающая осажденный Ленинград с остальной страной, спасла множество жизней и помогла отстоять северную столицу СССР.
Ни тормозить, ни останавливаться было нельзя
В тот день с западного, ленинградского берега на лед озера выехала первая колона из шести десятков полуторок 389-го отдельного автотранспортного батальона капитана В. А. Порчунова. Видимость была плохая, снег еще не лег как следует, и чернота льда казалась водителям открытой водой. Многие из них были ослаблены начавшимся в городе голодом.
Дистанция между грузовиками не превышала 25 метров. Самое опасное место было в районе фарватера, по которому летом суда шли из озера в Неву. Молодой лед здесь трещал и гнулся под колесами. Моторы перегревались, работая на полную мощь, и машины, буксуя, еле ползли — но ни тормозить, ни останавливаться было нельзя.
Чтобы машины не провалились под лед, их полностью не нагружали, сняв все лишнее и демонтировав даже кабины. Но, несмотря на предосторожности, не все доехали до пункта назначения.
Из-за тяжелейших погодных условий колонна преодолела маршрут за сутки. День ушел на погрузку, и вечером грузовики выехали в обратный путь, доставив 24 ноября в блокадный Ленинград 33 тонны грузов, в первую очередь, продовольствие. Так начиналась ледовая "Дорога жизни".
Голод как главный союзник нацистов
К осени 1941 года руководство Третьего рейха пришло к выводу, что нельзя одновременно захватить две крупные цели, обозначенные в плане нападения на СССР "Барбаросса" — Москву и Ленинград. Этому способствовала ожесточенная оборона советских войск на подступах к северной столице, остановившая, в том числе, и наступление финской армии.
Ввязываться в затяжные городские бои за Ленинград Гитлер не хотел, а дивизии 4-й танковой группы Эриха Гёпнера, входившие в состав группы армий "Север", требовались ему при захвате Москвы, с падением которой фюрер надеялся на окончание войны.
Перед командующим группой армий "Север" фельдмаршалом Вильгельмом фон Леебом была поставлена задача блокировать Ленинград, и с помощью голода, бомбежек и артиллерийских обстрелов уничтожить его население. Начальник генерального штаба вермахта Франц Гальдер тогда же записал в своем дневнике, что поскольку у противника на данном направлении сосредоточены довольно крупные людские резервы, главным союзником немцев следует считать голод.
27 августа 1941 года германские войска прервали железнодорожное сообщение с Ленинградом, 8 сентября был захвачен Шлиссельбург. Город оказался отрезанным с суши от остальной страны.
Оставались две возможности снабжения Ленинграда — по воздуху и по воде. Авиационное сообщение, при всей самоотверженности летчиков, не могло полностью удовлетворить потребности в перевозках для почти трехмиллионного города. С сентября по декабрь 1941 года в блокадный город самолетами было доставлено чуть более 5 тысяч тонн продовольствия.
Титанические усилия моряков
Водный путь пролегал по Ладожскому озеру — к восточному берегу, который не был захвачен. Но юго-западное побережье, удерживаемое окруженными войсками, не было оборудовано для приема грузов. Требовалось время и усилия для создания причалов и подходных фарватеров к ним.
Ситуация усугублялась тем, что до войны озеро не было основной артерией для перевозки грузов в Ленинград, и потому, суда, способные ходить в Ладоге, составляли небольшую часть речного гражданского флота. В результате титанических усилий за осеннюю навигацию 1941 года в Ленинград было перевезено 60 тысяч тонн грузов, из которых большую часть составляли продукты питания.
В десятых числах ноября ледостав прервал движение судов. Надвигался голод, и необходимо было наладить транспортный путь по Ладожскому озеру, когда его скует лед.
Сохраняя безопасную дистанцию
При проектировании дороги через Ладогу предыдущие проекты не могли гарантировать ее стопроцентной успешности, так как наводились кратковременно и имели довольно небольшую протяженность. Да еще, функционировали, как правило, в мирное время.
Ледовый путь строился под руководством военного инженера из автодорожного отдела управления тыла Ленинградского фронта Бориса Якубовского. В постройке участвовали три строительных батальона. На трассе было установлено двустороннее движение, причем минимальное расстояние между полосами было установлено в 100 метров.
Такая же дистанция была установлена при движении друг за другом автомобилей, чтобы избежать опасности ухода под лед сразу нескольких грузовиков. Через каждые 200 метров водители видели днем дорожные знаки, а ночью — маячные фонари. Через полыньи, периодически возникавшие на льду Ладоги, оперативно устанавливались деревянные мостики.
По маршруту движения также были расставлены регулировщики — как правило, молодые женщины, сооружены пункты обогрева и места для оказания первой медицинской помощи. Дорогу обслуживало не менее 300 человек, не считая водителей и охрану.
"Дорога жизни" в блокадный Ленинград. Кадр из фильма Романа Кармена "Блокада Ленинграда"
Под ударами врага
Нацисты довольно быстро поняли, что "Дорога жизни" разрушает их планы, и начали совершать методические налеты на грузовики, ползущие по льду. Поскольку линия фронта проходила в 15-20 километрах от трассы, удары авиации подкреплялись огнем немецкой дальнобойной артиллерии.
Для обороны военно-автомобильной дороги на льду были оборудованы две защитные полосы с дзотами и снежными окопами. На каждом километре трассы были попарно установлены зенитные пулеметы, через три километра — малокалиберные зенитные орудия.
Небо над трассой защищали шесть истребительных авиаполков, которые с ноября 1941 года по апрель 1942-го приняли участие в 143 воздушных боях.
В своем дневнике первый начальник военно-автомобильной дороги, которая получила название № 101 (впоследствии № 102) капитан 1-го ранга Михаил Нефедов, погибший в результате бомбежки в мае 1943 года, записал, что 1 и 2 декабря 1941 года "Дорогу жизни" на всем ее протяжении бомбили и обстреливали из пулеметов 30 вражеских самолетов.
Ежедневный подвиг водителей
Гибли люди, машины уходили под лед, но дорога продолжала функционировать. Люди помогали друг другу в беде.
Например, когда грузовик с бойцами 88-го отдельного мостостроительного батальона провалился в полынью, образовавшуюся в результате артбострела, солдаты, сидевшие в кузове, спаслись, но водитель М. И. Маров и сидевший с ним в кабине средний командир А. П. Гавриленко выскочить не успели.
В уходящей в черную толщу воды машине Маров выдавил из последних сил стекло кабины и вытолкнул из нее товарища, но сам выбраться не смог. Тогда Гавриленко пришел к нему на помощь, и, почти лишившись сознания от холода, поддерживая друг друга, они выплыли на поверхность, где их вытащили стоящие у проруби люди.
В первую военную зиму в блокадный Ленинград было доставлено более 360 тонн грузов, из которых более 260 тысяч тонн составляло самое важное для Ленинграда — продовольствие. В обратный путь, на Большую землю вывозились люди. С ноября 1941-го по апрель 1942-го, когда лед растаял, ледовая трасса перевезла более 550 тысяч ленинградцев, в первую очередь, детей, женщин и стариков.
Крах операции "Северное сияние"
Эвакуация населения продолжалась и в навигацию 1942 года, когда людей вывозили на различных судах, вплоть до ноября.
Летом 1942 года, после захвата Севастополя, Гитлер решил использовать освободившуюся 11-ю армию фельдмаршала Эриха фон Манштейна для наступления на Ленинград. Операция, которая планировалась на середину сентября, получила название "Северное сияние", но не достигла успехов в связи с упреждающим контрнаступлением Ленинградского и Волховского фронтов.
Взбешенный фюрер поручил командованию группы армий "Север" перерезать снабжение по Ладоге. В итоге на свет появился план операции "Базиль". Он предполагал захватить небольшой островок Сухо (90 на 60 метров), располагающийся в юго-восточной части озера. Цель операции была важным опорным пунктом на пути движения советских судов и кораблей, и в то же время контролировала подходы к главной базе Ладожской флотилии.
Бой за остров Сухо
Понимало важность островка и советское командование, которое в сентябре 1942 года установило на Сухо трехорудийную батарею противокатерной обороны и три пулемета. Общая численность защитников составила 90 человек.
В ходе ожесточенного двухчасового боя утром 22 октября 1942 года, в котором с обеих сторон принимали участие боевые корабли и авиация, немецкое нападение на остров было отбито, и враг, понеся серьезные потери, до конца войны больше не пытался взять штурмом Сухо.
Всего же за период функционирования "Дороги жизни" к весне 1943 года из Ленинграда был эвакуирован 1 миллион 376 тысяч человек и, в свою очередь, доставлено более полутора миллиона тонн грузов. Город выстоял и выжил.
https://ria.ru/analytics/20161122/1481891251.html