https://dzen.ru/a/aCNnnarCZmsV9x8i
Как Лаодикийский собор в 364 году сформировал канон Священного Писания, представив его Словом Божьим
Вы, конечно, часто задавались вопросом – почему одни книги вошли в Канон Священного Писания Нового Завета, а другие не вошли.
Почему не вошли Евангелия, написанные современниками Иисуса, поскольку именно они и должны были представлять особую ценность?
Почему нет никаких биографических сведений об Иисусе до периода его служения?
Почему четыре Евангелия практически повторяют друг друга, и почему их только четыре, хотя написано было более 60?
Почему до сих пор существует «синоптическая проблема» (о причинах сходства Евангелий) и ведутся многочисленные дискуссии?
Синоптическая проблема Фото из открытого доступа
Церковь говорит, что Священное Писание – это Слово Божие, Его Откровение, посланное Святым Духом.
Новозаветный Канон из 27 книг был утверждён на Лаодикийском поместном соборе в 364 году. К тому времени Иисус уже был провозглашён Богом в 325 году на Первом Вселенском Соборе, а Дух Святой только будет провозглашён Богом на Втором Вселенском соборе в 381 году.
Таким образом на период принятия Канона в 364 году существовало двубожие – Бог Отец и Бог Сын, но догмата о двубожии нет, есть догмат о Троице.
Тогда чьё это было Откровение? Двух богов в одном Лице - Отца и Сына, но Иисус не считал себя Богом, а только Его Сыном.
«Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе» (Ин. 5:26)
Таким образом, признав Иисуса равным Богу церковь нарушила слово Христа: «Ибо Отец Мой более Меня» (Ин 14:2).
Лаодикийский церковный собор
Состоялся в Лаодикии (Малая Азия) в 364 году.
Лаодикийский собор Фото из открытого доступа
Собор составил 60 правил относительно вопросов церковного управления и христианского благочестия. 59-е правило запрещало чтение в церквях библейских книг, не обозначенных в соборном постановлении, и следующим 60-м правилом определяло библейский канон Ветхого и Нового Заветов в следующем составе: в Ветхом Завете 50 книг и в Новом Завете 27 книг.
Христианская церковь приняла канон Ветхого Завета, который был утвержден в 90 году н.э. на раввинистическом соборе в Ямне (т.н. Палестинский канон).
Христианский библеист Мелитон (II век) специально посетил Иудею, где заимствовал точный список книг, принятых Ямнинским раввинистическим собором. Он писал:
«Я отправился на Восток и дошел до тех мест, где Писание было проповедано и исполнено, в точности разузнал о ветхозаветных книгах и послал тебе их список» (Евсевий Кесарийский «Церковная история» IV, 26:14).
О Ветхом Завете апостол Павел в послании к Галатам писал:
«Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал.3:24)
А ведь это была уже не вера «детоводителя ко Христу», а религия, открыто отрицающая Иисуса как Мессию и христианское учение как таковое!
Возникает вопрос: если церковь заимствовала канон Ветхого Завета, утвержденный не ей, а раввинами уже после Христа, то значит ли это, что она должна признать раввинистический иудаизм истинной верой? Если история свидетельствует о том, что не церковь, а раввины утвердили канон Ветхого Завета, означает ли это, что дух Бога был с поздним иудаизмом, а не с церковью?
Церковь всё время после Иисуса пользовалась ветхозаветным каноном.
Так, Мелитон Сардийский в Письме к Анесимию, датируемом примерно 170 годом уже приводит список книг Ветхого Завета, почти полностью совпадающий с утвержденным в IV столетии.
В канон Нового Завета вошли 27 книг:
1. 4 Евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна).
2. Деяния святых апостолов.
3. 7 соборных посланий (Иакова, 1–2-е Петра, 1–3-е Иоанна, Иуды).
4. 14 посланий апостола Павла (к Римлянам, 1–2-е к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, 1–2-е к Фессалоникийцам, 1–2-е к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям). 1
5. Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
На Лаодикийском соборе оба Завета были впервые сведены в каноническую форму.
Синоптическая проблема Евангелий
Как видно из этой простейшей схемы, Евангелия повторяют друг друга.
Синоптические Евангелия Фото из открытого доступа
Первым было написано Евангелие от Марка (60-70 годы), вторым, хотя и оспаривается – от Матфея (70-80 годы) и третье от Луки в 85 году. Евангелие от Иоанна самое позднее, датируется примерно 98 годом.
Уникальность каждого Евангелия не более одной четверти и даже меньше, остальное повторение. Но подробный анализ будет в отдельной статье.
Вернёмся к Лаодикийскому собору и познакомимся с некоторыми принятыми правилами.
Правила Лаодикийского собора
Правило 9
«О том, что членам Церкви не позволяется посещать кладбища еретиков или так называемые усыпальницы мучеников для молитвы или врачевания, а поступающие так, если они верные, должны быть лишены общения на некоторое время. Кающихся же и исповедающих свое заблуждение принимать в общение».
Правило 10
«О том, что члены Церкви не должны без разбора сочетать своих детей браком с еретиками».
Правило 12
«О том, чтобы епископы поставлялись на церковное начальство по решению митрополитов и окрестных епископов, при условии, если они с давнего времени испытаны в разумении веры и жительстве, сообразном с правым разумом»
Правило 14
«О том, чтобы в праздник Пасхи не посылать Святые Дары в другие епископские области для благословения».
Правило 15
«О том, что не должно петь в церкви кому-то другому, кроме клириков-певцов, которые восходят на амвон и поют по дифтере».
Правило 17
«О том, что не должно в собраниях петь псалмы подряд, но в промежутке после каждого псалма должно быть чтение»
Правило 18
«О том, что молитвенное служение как на девятом часе, так и на вечерне должно быть всегда одно и то же».
Правило 23
«О том, что не должно чтецам или певцам носить орарь и так читать или петь».
Толкование
Согласно этому правилу, чтецам и певцам также не подобает носить орарь и с ним читать и петь в церкви, поскольку у них нет в нем надобности. Смотри также VI Всел. 33, 75.
Правило 27
«Священнослужители, клирики или миряне, когда их зовут на агапу, не должны ничего уносить с собой, потому что тем самым наносится оскорбление церковному чину».
Толкование
Когда устраивались агапы, т. е. трапезы, на них приглашали бедняков, но приглашали также священнослужителей и клириков. Поэтому настоящее правило постановляет, чтобы и миряне, а тем более священнослужители и клирики не брали кушанья с таких трапез и не уносили их домой, потому что это наносит оскорбление церковному чину и бесчестит его. Ведь поступающие так показывают, что они прожорливы и ненасытны.
Правило 28
«О том, что не должно в домах Господних, или в церквах, устраивать так называемые агапы: есть в доме Божием и устраивать застольные ложа».
А ведь именно так делали первые христиане, у которых не было церквей и священнослужителей. Они просто собирались вместе на агапы и вспоминали Иисуса.
Я не буду перечислять все правила в этой статье. Там, например, есть запрет клирикам и монахам на мытьё в бане вместе с женщинами, нельзя путешествовать без канонических грамот, заниматься астрологией и другими науками, нельзя в Четыредесятницу заключать браки и праздновать дни рождения, а если и ходят на дни рождения, то не должно прыгать и плясать и так далее…
Разве этому учил Иисус. Это же сплошное фарисейство. А ведь он предупреждал: «Бойтесь закваски фарисейской» (Мф. 16:6) и от Луки (Лк.12:1)
Он осуждал фарисеев, которые искажали слово Божие своими дополнениями и толкованиями, тем самым сбивая людей с правильного пути, ведущего к жизни вечной:
«Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали». Евангелие от Луки, глава 11.52.
Они толковали священные книги с выгодой для себя, они не только шли против Бога, но и вели за собой народные массы, для которых были авторитетами в богословии. Это были те самые «святые» напоказ, которые изображали набожность, а на деле жаждали лишь власти.
Продолжение следует
А о том, когда появились первые "крашеные доски", кто их принёс в церковь и как ранние святые отцы боролись с этим явлением можно почитать на родственном дзен-канале "Другой взгляд на религию", статья называется:
"Поклонение «крашеным доскам» - отступничество Древней церкви от Слова Бога"