22.04.2018
Исторически сложившиеся структурное единообразие художественных приёмов, художественного языка, взаимоотношений содержания и формы, объединяющее в данную эпоху произведения мастеров, работавших в разных видах и жанрах искусства, называется стиль.
Барокко – самый распространённый стиль XVII в. Это искусство построенное на контрастах, асимметрии, тяготению к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами.
В живописи и скульптуре характерно :
- диагональные композиции
- изображение преувеличенного движения
- иллюзорность изображения
- светотеневые контрасты
- яркий колорит, живописное пятно (в живописи)
В архитектуре:
- гнутые, волютообразные формы
- асимметрия
- использование цвета
- обилие декора
- желание обмануть глаз и выйти за реальное пространство: зеркала, анфилады, плафоны на потолках, изображающие небо.
- ансамблевая организация пространства
- синтез искусств
- контраст вычурно украшенной декором архитектуры и четкая геометрия садов и парков, или городских улиц.
Барокко торжествовал в тех странах, где господствовал феодализм и католическая церковь. Это такие страны : Италия, Испания, Фландрия, позже Германия и в XVIII веке – Россия. (в архитектуре)
Классицизм (лат. образцовый). Французский абсолютизм XVII в. регламентировал жизнь, заключая ее в жесткие рамки государственности. Герой классицизма не свободен в своих действах, а подчинен строгим нормам, общественному долгу, смирение чувств разумом, следование абстрактным нормам добродетели – таков эстетический идеал классицизма.
Образцом для себя классицизм XVII в. избрал греческую античность. В архитектуре используется греческий ордер. В скульптуре – идеальные мифологические образы. В живописи :
- строгая величавость
- возвышенная красота образов
- горизонтальная или кулисная композиция
- тщательный отбор деталей и цвета
- стандартность образов, театральность жестов и чуств
Рококо. С началом XVIII столетия обозначился кризис французского абсолютизма. Строгий этикет сменяется атмосферой легкомыслия и наслаждений. Возникает искусство способное удовлетворять самые вычурные и изысканные вкусы – это рококо. Это полностью светское искусство, главная тема – любовные и эротические сцены, любимые героини – нимфы, вакханки, мифологические и библейские темы любви.
Это искусство миниатюрных форм свое главное выражение нашло в живописи и прикладном искусстве. Светлые колориты, дробные и ажурные формы, сложный орнамент, асимметрия, создающая ощущение беспокойства.
идеальные образы крестьян : конца XVIII – начала XIX вв, сентиментализм
Основные памятники и ведущие художники :
- Тропинин. Портрет А.Пушкина.
- Тропинин. Золотошвейка.
- Венецианов. Весна.
- Венецианов. На пашне.
Барокко в русской архитектуре. С появлением абсолютистских монархий, в том числе и в Ватикане – центре капиталистической церкви, усиливается парадность, пышность, театрализованность придворного искусства, что способствовало развитию барокко в архитектуре Италии и Франции в XVIII в, в России (XVIIIв.), Украине (“казацкое барокко”) вторая половинаXVII – XVIII в.
Особенности архитектуры барокко :
- синтез искусств в архитектуре
- ансамблевость (дворец в парке с большим количеством павильонов)
- возрастание декоративности, лепных украшений, скульптуры
- использование ордерных элементов: гнутых фронтонов, пучков пилястр или полуколонны, ниш, которые полностью закрывают стену и усиливают светотеневой контраст
- использование цвета: бирюзовая стена, белые архитектурные детали, золотая лепнина
- интерьеры: пышная декоративная театрализованность, анфилады, живопись с иллюзорными эффектами, использование зеркал
Основные памятники и ведущие художники :
- Растрелли. Зимний дворец (Санкт Петербург)
В последней трети XVIII столетия во Франции произошла буржуазная революция. Её задачи, требования к гражданам общества совпадали с героико-гражданскими идеалами римской античности. В Древнеримском обществе личность, ее свобода и даже жизнь приносятся в жертву обществу. История трактовалась как деяние выдающейся личности. Именно герой, выдающаяся личность – носитель моральных ценностей общества. Это и стало образцом для художников конца XVIII в. и сложилось в последний великий общеевропейский стиль.
Классицизм(в творчестве Ж.Давида – принято говорить «революционный классицизм»).
Для живописи характерны художественные приемы классицизма XVII в. Но историческая картина отражает гражданственно – публицистическую тематику, а портреты в соответствии с идеалами революции отражали личность, образ современника великих перемен.
С начала XIX в. классицизм в живописи теряет гражданственность, остается лишь внешняя сторона: строгая логика композиции деталей, цвета, статуарность фигур. Таким образом классицизм в живописи превращается в академизм.
Классицизм в архитектуре. Во Франции в конце XVIII века, а в России с начала XIX века в архитектуре господствует стиль классицизм. Стиль сформировался под влиянием идей патриотизма и гражданственности на основе использования античных образцов. Композиционные приемы:
- симметричность; обычно главный корпус с портиком в центре и двумя флигелями
- скульптура сосредоточена на главном входе – портике. Часто используется скульптурное изображение колесницы, запряженной четверкой, шестеркой коней управляемых богиней Славы.
Классицизм связан с ростом городов, потребностью организации их пространства. В России классицизм появляется как идея универсального стиля, который создает единые строительные приемы; использование местных материалов, штукатурки, создает новые типы зданий: гимназий, университетов, торговых домов, триумфальных арок, тип дворянской усадьбы.
Архитектурный стиль позднего классицизма называется ампир – завершая развитие стиля. Наряду с использованием античных форм (как греческих так и римских) появляются стилизованные египетские мотивы особенно в интерьерах.
Основные памятники и ведущие художники :
- Росси. Здание Генерального штаба (Санкт Петербург)
- Воронихин. Казанский собор (Санкт Петербург)
- Боженов. Пашков дом. Москва.
- Баретти. Здание университета. Киев.
- Суффло. Пантеон (Париж)
Название стиля, направления
|
Время возникновения
|
Основные идеи, духовное содержание
|
Наиболее характерные художественные приемы
|
1. Барокко (от итал. "странный, вычурный")
|
Конец XVI-начало XVII вв.
|
В центре - конфликт "Бог-Человек-Природа", контрастность, напряженность, динамичность образов, сильные аффекты, стремление к величию и пышности. Неоднозначность и противоречивость мира.
|
Сложная уравновешенность открытых динамических композиций. Криволинейность, контрастность. Синтез искусств (садово-парковые ансамбли).
|
2. Классицизм (от лат. "образцовый"
|
XVII в.
|
Образец - античная культура. Рационализм, представление о разумной закономерности мира, возвышенные героические и нравственные идеалы, конфликт долга и чувства. Гармония общественного строя, порядок, пафосность, ясность.
|
Строгая иерархия "высоких" и "низких" жанров. Регламентация художественных форм и приемов. Пропорциональность, симметрия, ритм, четкость и геометризм, сдержанный декор, схематизм образов.
|
3. Рококо (от фр. -раковина, завиток)
|
I половина XVIII в.
|
Гедонизм, уход от жизни в мир фантазий (пасторальные сюжеты, галантные празднества). Легкость, изящество, интимность, тяга к наслаждениям, комфорту. "После нас - хоть потоп".
|
Грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм, изысканность асимметричных композиций.
|
4. Сентиментализм (от фр.-чувство)
|
вторая половина XVIII в.
|
Культ естественного чувства, природы, патриархальная идеализация обыденной жизни, морализирование
|
Интерес к бытовому жанру, натюрморты.
|
5. Ампир (от фр. -империя)
|
начало XIX в.
|
Вершина развития классицизма, идеал -императорский Рим.
|
В основном отразился в архитектуре. Массивные, монументальные формы, богатый декор (военные эмблемы, орнамент), парадное великолепие.
|
|