Понедельник, 30.12.2024, 19:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Эпохи и стили в искусстве XVII- начала XIX вв. | Регистрация | Вход
Меню сайта
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
Сайт учителя истории Ведмедовской Т.В.

22.04.2018

Исторически сложившиеся структурное единообразие художественных приёмов, художественного языка, взаимоотношений содержания и формы, объединяющее в данную эпоху произведения мастеров, работавших в разных видах и жанрах искусства, называется стиль.

 

Барокко – самый распространённый стиль XVII в. Это искусство построенное на контрастах, асимметрии, тяготению к грандиозности, перегруженности декоративными мотивами.

В живописи и скульптуре характерно :

  • диагональные композиции
  • изображение преувеличенного движения
  • иллюзорность изображения
  • светотеневые контрасты
  • яркий колорит, живописное пятно (в живописи)

В архитектуре:

  • гнутые, волютообразные формы
  • асимметрия
  • использование цвета
  • обилие декора
  • желание обмануть глаз и выйти за реальное пространство: зеркала, анфилады, плафоны на потолках, изображающие небо.
  • ансамблевая организация пространства
  • синтез искусств
  • контраст вычурно украшенной декором архитектуры и четкая геометрия садов и парков, или городских улиц.

Барокко торжествовал в тех странах, где господствовал феодализм и католическая церковь. Это такие страны : Италия, Испания, Фландрия, позже Германия и в XVIII веке – Россия. (в архитектуре)

 

Классицизм (лат. образцовый). Французский абсолютизм XVII в. регламентировал жизнь, заключая ее в жесткие рамки государственности. Герой классицизма не свободен в своих действах, а подчинен строгим нормам, общественному долгу, смирение чувств разумом, следование абстрактным нормам добродетели – таков эстетический идеал классицизма.

Образцом для себя классицизм XVII в. избрал греческую античность. В архитектуре используется греческий ордер. В скульптуре – идеальные мифологические образы. В живописи :

  • строгая величавость
  • возвышенная красота образов
  • горизонтальная или кулисная композиция
  • тщательный отбор деталей и цвета
  • стандартность образов, театральность жестов и чуств

Рококо. С началом XVIII столетия обозначился кризис французского абсолютизма. Строгий этикет сменяется атмосферой легкомыслия и наслаждений. Возникает искусство способное удовлетворять самые вычурные и изысканные вкусы – это рококо. Это полностью светское искусство, главная тема – любовные и эротические сцены, любимые героини – нимфы, вакханки, мифологические и библейские темы любви.

Это искусство миниатюрных форм свое главное выражение нашло в живописи и прикладном искусстве. Светлые колориты, дробные и ажурные формы, сложный орнамент, асимметрия, создающая ощущение беспокойства.

идеальные образы крестьян : конца XVIII – начала XIX вв, сентиментализм

Основные памятники и ведущие художники :

  • Тропинин. Портрет А.Пушкина.
  • Тропинин. Золотошвейка.
  • Венецианов. Весна.
  • Венецианов. На пашне.

Барокко в русской архитектуре. С появлением абсолютистских монархий, в том числе и в Ватикане – центре капиталистической церкви, усиливается парадность, пышность, театрализованность придворного искусства, что способствовало развитию барокко в архитектуре Италии и Франции в XVIII в, в России (XVIIIв.), Украине (“казацкое барокко”) вторая половинаXVII – XVIII в.

Особенности архитектуры барокко :

  • синтез искусств в архитектуре
  • ансамблевость (дворец в парке с большим количеством павильонов)
  • возрастание декоративности, лепных украшений, скульптуры
  • использование ордерных элементов: гнутых фронтонов, пучков пилястр или полуколонны, ниш, которые полностью закрывают стену и усиливают светотеневой контраст
  • использование цвета: бирюзовая стена, белые архитектурные детали, золотая лепнина
  • интерьеры: пышная декоративная театрализованность, анфилады, живопись с иллюзорными эффектами, использование зеркал

Основные памятники и ведущие художники :

  • Растрелли. Зимний дворец (Санкт Петербург)

В последней трети XVIII столетия во Франции произошла буржуазная революция. Её задачи, требования к гражданам общества совпадали с героико-гражданскими идеалами римской античности. В Древнеримском обществе личность, ее свобода и даже жизнь приносятся в жертву обществу. История трактовалась как деяние выдающейся личности. Именно герой, выдающаяся личность – носитель моральных ценностей общества. Это и стало образцом для художников конца XVIII в. и сложилось в последний великий общеевропейский стиль.

Классицизм(в творчестве Ж.Давида – принято говорить «революционный классицизм»).

Для живописи характерны художественные приемы классицизма XVII в. Но историческая картина отражает гражданственно – публицистическую тематику, а портреты в соответствии с идеалами революции отражали личность, образ современника великих перемен.

С начала XIX в. классицизм в живописи теряет гражданственность, остается лишь внешняя сторона: строгая логика композиции деталей, цвета, статуарность фигур. Таким образом классицизм в живописи превращается в академизм.

Классицизм в архитектуре. Во Франции в конце XVIII века, а в России с начала XIX века в архитектуре господствует стиль классицизм. Стиль сформировался под влиянием идей патриотизма и гражданственности на основе использования античных образцов. Композиционные приемы:

  • симметричность; обычно главный корпус с портиком в центре и двумя флигелями
  • скульптура сосредоточена на главном входе – портике. Часто используется скульптурное изображение колесницы, запряженной четверкой, шестеркой коней управляемых богиней Славы.

Классицизм связан с ростом городов, потребностью организации их пространства. В России классицизм появляется как идея универсального стиля, который создает единые строительные приемы; использование местных материалов, штукатурки, создает новые типы зданий: гимназий, университетов, торговых домов, триумфальных арок, тип дворянской усадьбы.

Архитектурный стиль позднего классицизма называется ампир – завершая развитие стиля. Наряду с использованием античных форм (как греческих так и римских) появляются стилизованные египетские мотивы особенно в интерьерах.

Основные памятники и ведущие художники :

  • Росси. Здание Генерального штаба (Санкт Петербург)
  • Воронихин. Казанский собор (Санкт Петербург)
  • Боженов. Пашков дом. Москва.
  • Баретти. Здание университета. Киев.
  • Суффло. Пантеон (Париж)

 

Название стиля, направления

Время возникновения

Основные идеи, духовное содержание

Наиболее характерные художественные приемы

1. Барокко (от итал. "странный, вычурный")

Конец XVI-начало XVII вв.

В центре - конфликт "Бог-Человек-Природа", контрастность, напряженность, динамичность образов, сильные аффекты, стремление к величию и пышности. Неоднозначность и противоречивость мира.

Сложная уравновешенность открытых динамических композиций. Криволинейность, контрастность. Синтез искусств (садово-парковые ансамбли).

2. Классицизм (от лат. "образцовый"

XVII в.

Образец - античная культура. Рационализм, представление о разумной закономерности мира, возвышенные героические и нравственные идеалы, конфликт долга и чувства. Гармония общественного строя, порядок, пафосность, ясность.

Строгая иерархия "высоких" и "низких" жанров. Регламентация художественных форм и приемов. Пропорциональность, симметрия, ритм, четкость и геометризм, сдержанный декор, схематизм образов.

3. Рококо (от фр. -раковина, завиток)

I половина XVIII в.

Гедонизм, уход от жизни в мир фантазий (пасторальные сюжеты, галантные празднества). Легкость, изящество, интимность, тяга к наслаждениям, комфорту. "После нас - хоть потоп".

Грациозный, прихотливый, орнаментальный ритм, изысканность асимметричных композиций.

 

4. Сентиментализм (от фр.-чувство)

вторая половина XVIII в.

Культ естественного чувства, природы, патриархальная идеализация обыденной жизни, морализирование

Интерес к бытовому жанру, натюрморты.

5. Ампир (от фр. -империя)

начало XIX в.

Вершина развития классицизма, идеал -императорский Рим.

В основном отразился в архитектуре. Массивные, монументальные формы, богатый декор (военные эмблемы, орнамент), парадное великолепие.

 

Бесплатный хостинг uCozCopyright MyCorp © 2024